Психика

Скачать ePubmobi PDF печать

Психика — (от греч. ψυχικός – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определенной стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой Психики, подчиняющейся биологическим законам. Высшая форма Психикисознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-исторического развития и подчиняется социальным законам.

Непосредственно для человека, субъективно Психика выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения Психики обнаруживаются путем наблюдения над другими людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством Психики человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность.

Идеалистическая психология видит в Психике проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить так называемую психофизическую проблему, объяснить связь Психики с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизического материализма, который игнорировал качественное своеобразие  Психики.

Диалектический материализм рассматривает Психику как одну из форм отражения, возникающего в результате специфического взаимодействия высокоорганизованных живых систем с окружающей их средой. Психика является предметом многостороннего научного изучения. Установление связи между различными аспектами ее анализа представляет собой весьма трудную дискуссионную проблему. В качестве наиболее общего подхода к решению этой проблемы можно предложить различение двух тесно связанных между собой, но существенно различных аспектов – гносеологического и конкретно-научного.

В гносеологическом аспекте Психика рассматривается с точки зрения ее отношения к отраженной в ней действительности. Если иметь в виду высшую (и вместе с тем наиболее исследованную в науке) – человеческую форму Психики, то гносеологический аспект ее анализа непосредственно связан с основным вопросом философии и здесь понятие Психики по своему основному смыслу отождествляется с понятиями сознание, мысль, разум, идея, дух и т.п. С этой точки зрения Психика выступает как вторичное, производное от материи. Гносеологический анализ по самой своей сути требует рассмотрения Психики и материи как взаимно противоположных, поскольку предметом этого анализа является именно отношение бытия и сознания. Однако такое противопоставление правомерно лишь в пределах основного вопроса философии. «За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 233).

Таким образом, в гносеологическом аспекте Психика выступает как нематериальное, как идеальное, образ. В основе идеального лежит взаимодействие материальных предметов, в котором один из воздействующих предметов как бы накладывает отпечаток на другой, благодаря чему возникает возможность судить по изменению структуры одного предмета о структуре другого, а само видоизменение структуры может быть рассмотрено как копия, образ предмета, оказавшего воздействие. Условием возникновения образа является не только природа предмета, оказавшего воздействие, но и собственная природа предмета, в котором это воздействие запечатлено. Чтобы отпечаток воспринимать как копию, его необходимо «освободить» от его носителя, иначе будет виден не отпечаток одного предмета в другом, а сам предмет – носитель отпечатка. Такое освобождение возможно только в абстракции, доступной лишь человеку, решающему познавательную задачу (именно это отделение отличает абстракцию от простого предметного расчленения). Таким образом, идеальное есть философская категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психической деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологическом анализе.

Вне гносеологического аспекта мышление рассматривается, как это принято говорить, со стороны его материальной основы, как материальный процесс взаимодействия человека с окружающим, в ходе которого у человека формируются материальные структуры, представляющие его Психику, являющиеся продуктом и условием данного процесса. Специфическим органом, воплощающим в себе такие структуры у человека, является головной мозг. Этот аспект рассмотрения Психики является уже не гносеологическим, а конкретно-научным.

Читать полностью: Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970