Идеология

Скачать ePubmobi PDF печать

Идеология — (от греч. ἰδέα – идея, образ, понятие; и λόγος – учение) – совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению, развитию общественных отношений. Основой идеологического отражения действительности являются определенные общественные интересы. В классовом обществе Идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса в обществе, отношения между классами, классовые интересы. Идеология выступает в формах политических, правовых, религиозных, этических, эстетически и философских взглядов. Идеологию следует отличать от социальной психологии.

Термин «Идеология» имел в различные исторические периоды неодинаковое содержание. Его значение в марксистской и буржуазной литературе в корне различно. Впервые Идеологией назвали свое учение Дестют дe Tраси в «Элементах идеологии» (1801), Кабанис в «Отношениях между физической и нравственной природой человека», Вольней в «Физических принципах морали» и другие представители поздней ветви французского сенсуализма 18 веке. Они утверждали, что создали науку Идеологию, раскрывающую всеобщие и неизменные законы возникновения идей.

Маркс и Энгельс на основе материалистического понимания истории раскрыли сущность Идеологии, как классового явления, научно объяснили возникновение, развитие и смену различных Идеологий и идеологических форм; они показали, что причиной иллюзорного, «идеологического» отражения действительности в сознании идеологов эксплуататорских классов являются объективные противоречия материальной жизни общества. У Маркса и Энгельса Идеологией часто именуется, во-первых, исторически определенный тип мыслительного процесса, основанного на идеалистических теоретических посылках. Этот процесс ведет к выработке превратных, «идеологических взглядов», к «идеологизму», как извращенным, иллюзорным суждениям и выводам; во-вторых, Идеология – это совокупность взглядов, основанных на общих мировоззренческих предпосылках и систематизированных в видах Идеологий (политические взгляды, право, мораль, философия и пр.), отражающих объективные, материальные отношения с позиций интересов определенных классов.

Это отражение может быть правильным, научным или превратным, извращенным. Имея в виду идеологов старого типа, Энгельс писал:

«Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах. Так как речь идет о мыслительном процессе, то он и выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления – или из своего собственного, или из мышления своих предшественников»

(Mapкс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 477).

Энгельс писал, что образование «чистой Идеологии» происходит путем выведения понятий, представлений о действительности не из самой действительности, а из представления о ней, выведения свойств предмета «…не путем обнаружения их в самом предмете, а путем логического выведения их из понятия предмета» («Анти-Дюринг», 1957, с. 90). Но в этой извращенной Идеологии находят отражение «консервативные или революционные течения» определенного периода (см. там же, с. 90–91). Энгельс отмечал, что «…тот, кто строит системы, должен заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями, то есть иррационально фантазировать, быть идеологом» (там же, с. 318).

Такая Идеология оторвана от реальной почвы и в перевернутом виде, словно в «камере-обскуре», изображает людей и их отношения. Жизнь, практика, «…историческая реальность, выброшенная им (идеологом) за дверь, влетает обратно в окно» (там же, с. 91). Эти идеологические извращенные формы сознания, как указывали Маркс и Энгельс, «…вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположностей классов» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 446), так как только тогда будут преодолены классовые причины, источники извращенного идеалистического понимания общественной жизни. Определяя отношение марксизма к предшествующим теориям, Энгельс писал, что «…как всякая новая теория, социализм должен был исходить из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 107). В то же время марксизм коренным образом отличается от всех предшествующих теорий, так как «теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 438). Таким образом, Маркс и Энгельс применяли термин «Идеология» для характеристики предшествующих научному социализму идеалистических теорий.

Марксизм, будучи наукой, то есть точным, адекватным отражением действительности, в то же время является научной, истинной Идеологией рабочего класса, целостной, стройной системой идей, взглядов, отражающих положение и исторические цели рабочего класса как творца коммунизма. Лидеры 2-го Интернационала полностью извратили учение Маркса и Энгельса об идеологии. Бернштейн, например, «обвинял» марксизм в «идеологизме», «метафизике» за то, что он базируется на единой философской основе. Полностью игнорировалось то, что Маркс и Энгельс считали признаками Идеологий прошлого ложность исходных, мировоззренческих посылок мыслительного процесса идеологов, превратный, ложный характер их систем.

Ленин в борьбе с оппортунизмом показал, что марксизм – это монолитное стройное учение, все составные части которого сцементированы единым научным миросозерцанием. Определяя как «…пролетарскую идеологию – учение научного социализма, то есть марксизм» (Соч., т. 5, с. 315), Ленин отмечал, что «социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, то есть он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т.д. и т.д. В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений, социализм вносится идеологами» (там же, т. 6, с. 143), то есть вождями, теоретиками рабочего класса. Таким образом, термин «Идеология» перестает у Ленина обозначать лишь идеалистический и метафизический подход к действительности. Ленин отстаивает и развивает дальше взгляды Маркса и Энгельса на классово-служебную роль Идеологии.

Идеологии, отмечает Ленин, различаются не только по признаку их философских теоретических основ и характеру отражения действительности (научные и ненаучные), но и по их классовой принадлежности (буржуазная Идеология, пролетарская Идеология, и т.д.). «…В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии» (там же, т. 5, с. 356). Попытка идеологов, теоретиков буржуазии представить свои взгляды как внеклассовые является обманом. Ленин охарактеризовал основные черты и коренную противоположность двух Идеологий современной эпохи – социалистической и буржуазной, обосновал закономерность борьбы марксистских партий против буржуазной Идеологии (см. там же, с. 355–56).

В своих нападках на марксизм некоторая часть современных буржуазных идеологов, реформистов и ревизионистов утверждает, что марксизм, как Идеология пролетариата, – это классовое, и поэтому, мол, одностороннее, субъективное, извращенное сознание, противоположное науке, как безразличному к классам, объективному знанию. Идеология – это, будто бы миф, превращенный в концепцию общественного благополучия (см. Н. Bonner, Social psychology, N. Y., 1953, p. 226). Значительное влияние на буржуазную и реформистскую трактовку понятия Идеологии оказала так называемоая «социология знания» К. Манхейма. Заимствуя у Маркса положение о социальной обусловленности идей и фальсифицируя его, Манхейм пытался показать, что Идеология не имеет познавательной ценности, а является лишь социально значимой системой идей, поддерживаемых определенной общественной группой, классом. Подобные ненаучные взгляды широко пропагандируются в буржуазной антикоммунистической литературе (см., напр., Н. Falk, Die ideologischen Grundlagen des Kommunismus, Münch., 1961).
M. Игитханян. Москва.

На самом же деле Идеология может иметь познавательную ценность, если она является правильным отражением действительности, и в этом плане не противостоит науке. Так обстоит дело с марксистской Идеологией. Конкретные науки, поскольку они развиваются в определенных социальных условиях и не могут обойтись без мировоззрения, также связаны с Идеологией и становятся ареной идеологической борьбы. Яркой иллюстрацией этого является борьба вокруг учения Коперника, теории Дарвина, теории относительности Эйнштейна, атомной физики в начале 20 века, квантовой механики и т.д.

Идеология отличается от социальной психологии. Последняя является отражением эмпирических условий жизни, включает в себя не только мысли, но и чувства, настроения, привычки людей и не носит систематизированного, теоретического характера. Идеология и общественная психология имеют общие корни в социальных отношениях данной эпохи, но Идеология возникает как теоретическое мышление, вырабатывается и развивается теоретиками, учеными и идеологами, мыслящими представителями класса (см. В. И. Ленин, Письмо «Северному союзу РСДРП»).

Например, из условий жизни пролетариев у них, естественно, возникает враждебное чувство к угнетающему их капиталисту, сознание необходимости борьбы за улучшение своего положения и т.д. Однако до научного сознания коренной противоположности интересов пролетариата интересам класса капиталистов обыденное сознание пролетариев подняться не может. Стихийное рабочее движение может породить лишь тредюнионистское сознание. Идеология научного социализма, выражающая положение и коренные интересы пролетариата, вырастает на основе борьбы рабочего класса, но не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, и вносится в рабочее движение партией пролетариата. Идеология, таким образом, представляет собой не какую-то надстройку над психикой, не «сгусток психологии», а продукт теоретического анализа общественных отношений. Конечно, она связана непосредственно и с психологией данного класса, например, стремлением рабочего класса к социализму.

Идеология обладает относительной самостоятельностью. Отражение действительности в Идеологии не является простым автоматическим рефлексом общественного бытия, как утверждает вульгарный экономический материализм. Экономика лишь в конечном счете определяет Идеологию. Относительная самостоятельность Идеологии выражается в том, что каждая новая идеологическая система, являясь по сути отражением общественного бытия, по форме выступает как продолжение предшествующего развития мысли, зависит от накопленного ранее запаса понятий и представлений.

Идеология способна воздействовать на другие стороны обществ. жизни, в том числе и на породившую ее материальную основу. Как относительно самостоятельное явление Идеология характеризуется специфическими законами своего возникновения, развития и взаимодействия с другими обществ. явлениями….

Читать полностью: Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970