Содержание лекции

Явление и действительность человеческого общества. Часть 2

Скачать ePub PDF печать

Вторая форма общественного сознания, с преобладанием чувств

Вторая форма общественного сознания образуется посредством преломления содержания общественного сознания преимущественно  через призму чувств сознающих (и самосознающих) индивидов. В этой форме также присутствуют действия и мысли, но для образования формы они не имеют решающего значения.

Проявление первое — эстетическое сознание

Первое проявление этой формы общественного сознания есть эстетическое сознание. Эстетическое сознание есть отражение в чувственных эквивалентах сущности людей, закономерностей общественных отношений[1]. Красота постольку, поскольку она специфична для человека, есть отражение сущности, закономерности, посредством их чувственного эквивалента. Сущность и закономерность выражены в мышлении, чувство же по своей природе главным образом  охватывает внешнее, поверхностное, случайное и т.п. Однако внутреннее, сущность, закономерное и т.п. проявляются в чувстве. Красота как специфичность человека и есть отражение сущности, закономерного, внутреннего и т.п.  в их чувственном эквиваленте. Возьмём пример. Золото и серебро исторически приобрели в товарном мире роль всеобщего эквивалента, с натуральной формой золота и серебра общественно срослась всеобщая эквивалентная форма, или форма стоимости вообще. Эстетические свойства золота и серебра – это не просто их блеск. Яркость и т.п. т.е. натуральные свойства  воспринимаемые непосредственно чувствами, этот блеск металлов есть блеск их общественной роли, их общественного значения. В этом отношении из всех остальных  товаров именно золото (и серебро) обладает наибольшей эстетической силой воздействия для человека, захваченного миром товарных отношений. Блеск золота оказывается не просто природным свойством, а чувственно воспринимаемым общественным могуществом золота в товарном мире, т.е. чувственным эквивалентом общественного могущества. Главным в эстетическом сознании является восприятие и отражение сущности, закономерного и т.п. через их чувственные эквиваленты. В познании же чувства при переходе к мышлению и в мышлении играют подсобную роль, сама же сущность (внутреннее, закономерное и т.п.) отражается абстрактно, соответственно природе мышления. Само мышление в эстетическом сознании совершается главным образом при помощи, посредством противоположности мышления, т.е. при помощи чувств.

В эстетическом сознании воспринимается сущность человека, закономерное и т.п.  в общественных отношениях посредством чувственных эквивалентов. Через это выражается и отношение к природе.

Уже в первой форме общественного сознания было замечено что это  — сознание материальных общественных отношений, но не просто как таковых, а в их единстве с производительным отношением к природе. Действительно, польза или вред действия индивидов друг на друга это прежде всего в своей основе материальные польза или вред, т.е. то, как сказываются эти действия в конечном счёте на всём материальном существовании людей.

При рассмотрении второй формы, обнаруживается то же самое, но  более отчётливо. Внутри самой формы выступает её зависимость от производительного отношения людей к природе. В познании и преобразовании природы  выявление сущности идёт путём от чувственного познания и через него к мышлению. Здесь и возникает восприятие сущности, закономерности и т.п. посредством чувственных эквивалентов. В познании, в специфике его по сравнению с сознанием, сущность (закономерные связи, целостность и т.п.) познаваемых предметов, процессов сначала схватываются в основном чувственно, и это представление затем направляет познание субъекта.

Эстетическое отношение к действительности как сознание есть такой подход к действительности, когда она (действительность) отражается через сущность человека, сущность отношений людей друг к другу, сущность, взятую в виде её чувственных эквивалентов. Поэтому эстетическое сознание это главным образом переживание, связанное с восприятием сущности и т.п. в виде чувственных эквивалентов.

Эстетическое сознание невозможно без действий и также включает в себя и мышление. Действия главным образом вызываются и направляются именно эстетическим сознанием. Мышление же происходит посредством образов, то есть чувственных эквивалентов сущности, закономерности.

Эстетическое отношение к действительности в процессе преобразования и познания природы, взятого в отличии от общественной формы, в которой оно реализуется, есть лишь предпосылка эстетического сознания. Собственно же эстетическое сознание имеет место лишь как осознание преобразования природы в единстве с общественной формой. При этом внутри эстетическое сознание обусловливается как производительным отношением к природе, так и общественной формой, в которой оно реализуется.

Другое проявление второй формы общественного сознания – религиозное сознание[2]

Проявление второе — религиозное сознание

Энгельс писал, что религия есть «непосредственная, т.е. эмоциональная форма отношений людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным», она продолжает своё существование «до тех пор, пока люди фактически находятся под властью этих сил»

Религиозное сознание представляет собой преломление содержания общественного сознания главным образом через чувства, также как и эстетическое сознание. Переживания, мысли и чувства являются господствующими, главенствующими. Но религиозное сознание в своей специфике представляет собой сознание тех природных и общественных сил, которые не подчинены человеку и действуют разрушительно, вредно на людей (следовательно, это силы, обязательно непознанные в достаточной мере, ибо с точки зрения человека познание достаточно настолько и поскольку, насколько и поскольку оно даёт возможность преобразования познанного в направлении, нужном познающему)

Также как политическое и правовое сознание отличается от морального сознания главным образом по содержанию, а не по форме, так и религиозное сознание отличается от эстетического главным образом по содержанию, а не по форме. (Хотя в обоих случаях различия эти всё же сказываются и на различиях по форме)

Религиозное сознание необходимо есть восприятие в виде чувственных эквивалентов неизвестной и притом непознаваемой сущности, господствующей над сознающими и (самосознающими) индивидами и в основном враждебной им. Так воспринимаются и соответствующие силы природы, и сущность человека, закономерные общественные отношения людей.

Религиозное сознание противоречиво. Как сознание оно есть и познание сущности, и действие в соответствии с познанием, а значит — преобразование в соответствии со своими потребностями.

С другой стороны, исходя из сути религии, как религиозное сознание, оно есть познание того, что непознаваемо в принципе, преобразование того, что в принципе не может быть подчинено людьми, а господствует над ними и действует враждебно по отношению к ним. Суть религиозного сознания – сознание того, что непознаваемо, что господствует над людьми и враждебно им. Без признания этих враждебных людям сил, непознаваемых, господствующих над людьми, нет религиозного сознания.

Итак, в религиозном сознании познание направлено на то, что в принципе (соответственно природе религиозного сознания) непознаваемо, действие направлено на подчинение, в принципе, неподчиняемых, господствующих и враждебных людям сил. Реальные природные и социальные силы воспринимаются как в принципе непознаваемые, извечно и всегда господствующие над людьми и враждебные им. Значит и религиозное сознание направляется на реально, действительно существующее и действующее на людей разрушительно, при этом непознанное и не преобразованное людьми в соответствии с их потребностями. Непознанность, непреобразованность этих сил в религиозном сознании выступают как непознаваемость сил, всегда господствующих над людьми и враждебных людям.

Эстетическое сознание есть восприятие посредством чувственных эквивалентов действительной сущности, закономерного. Без сознания о действительной сущности, о действительной закономерности и т. п. нет и эстетического сознания. Религиозное сознание как сознание родственно эстетическому ближайшим образом. Но как сознание религиозное это сознание посредством чувственных эквивалентов недействительной, несуществующей сущности. В этом отношении религия прямо и непосредственно исключает эстетическое сознание, есть прямое отрицание эстетического сознания.

Роль религиозного сознания также двойственна и противоречива. С одной стороны это сознание реально существующих сил и сознание положения людей, когда эти силы непознаны людьми, господствуют над ними и враждебны им. При невозможности изменить неблагоприятную материальную жизнь, одним из способов  приспособления к ней является изменение сознания о ней. Это позволяет в какой-то мере смягчить муки неблагоприятного воздействия материальной жизни. В своей работе “К критике гегелевской философии права” Маркс написал об этой особенности религиозного сознания такие слова:

Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа”

С другой стороны, это сознание того что непознанность этих сил выступает как их непознаваемость, господство и враждебность – как непреодолимые, тем самым  религиозное сознание закрепляет это положение.

Религиозное сознание играло определённую позитивную роль там, где у людей не имелось возможностей устранить или смягчить действие природных и социальных сил. Но там где складывались условия для их познания и преобразования, там религиозное сознание играло отрицательную роль.

Когда в обществе, взятом в целом, во всемирно-историческом масштабе созревают условия для познания и преобразования сил природы и общества, господствующих над людьми и враждебным людям, тогда религиозное сознание начинает играть в истории человечества в целом отрицательную, консервативную и реакционную роль.

Религиозное сознание состоит из

  • религиозных чувств, эмоций, переживаний (имеют решающее значение в религии)
  • религиозных действий (действия, вызванные и направляемые религиозным сознанием — культ)
  • религиозных мыслей (религиозное мышление есть мышление посредством религиозных чувственных эквивалентов, посредством религиозных образов)

Религиозные мышление происходит в образах, которые внутренне противоречивы. Религиозный образ как образ – отражает существующее, а как религиозный образ – отображает несуществующее. Религиозные образы – фантастические образы непознаваемых, господствующих над людьми и враждебных людям сил. Такое мышление в образах – образование религиозных образов и оперирование ими. Религиозное мышление есть мышление в религиозных образах, есть выражение названных сил в таких образах, которые типично представляют непознаваемость названных сил, их господство над людьми и враждебность людям. Но мышление есть по своей сути мышление о существующем. Религиозное же мышление – мышление о несуществующем, и следовательно, не представляет собой мышления, а есть отрицание мышления (подобно тому, как религиозный образ есть и образ, и отрицание образа)

Религиозное сознание в целом есть сознание, существующее и осуществляющееся через отрицание сознания.

Форма третья, с преобладанием мыслей — философия

Третья форма общественного сознания образуется посредством преломления содержания общественного сознания преимущественно через призму мыслей сознающих (и самосознающих) индивидов. Речь идёт о философии

Мышление как таковое – это мышление о сущности, всеобщем, закономерном, в отвлечении от отдельного, поверхностного, случайного, это – точка зрения мышления. Мышление по своему существу абстрактно, то есть осуществляется в форме понятий, которые отражают наиболее существенные признаки мыслимых объектов.

В науке на ее теоретическом уровне преобладает мышление, однако наука как таковая, а также наука о производственных отношениях в частности, не полностью тождественна рассматриваемой форме общественного сознания. 

Наука о производственных отношениях должна выявить материальность данных отношений, то есть их объективность, независимость от мышления людей, их воли, сознания. Объективность подразумевает, в том числе и закономерность. Следовательно, изучение закономерности входит в объём задач науки о производственных отношениях.

Сама возможность воздействия людей на производственные отношения раскрывается в качестве обусловленной материальностью производственных отношений. Общественное сознание производственных отношений – отражение отмеченной возможности, с точки зрения воздействия главным образом сознания людей, как продукта общества в целом, с точки зрения того, в какой степени и как эта возможность используется людьми, обладающими сознанием общества как целого. Поэтому суть здесь заключается не в отражении производственных отношений как таковых, а отражение отношения между общественным сознанием и общественным бытием, в отражении отношения сознания к производственным отношениям в их единстве с производительными силами. Следовательно, производственные отношения интересуют в таком случае под углом зрения их места, роли, значения в существовании и развитии общества, взятого в целом. 

Сказанное верно о всех формах общественного сознания, но во всеобщем виде оно выражается только в философии. 

Философия есть отражение главным образом в мыслях отношения сознания людей и общественных материальных условий их существования. Названное отношение отражается для понимания способов изменения материальной жизни общества. 

Итак, закономерности природы и общества фиксируются в рамках данной формы общественного сознания не сами по себе. Соответственно сути этой формы природа, общество, мышление осознаются в мышлении, во всеобщем виде через осознание взаимодействия и взаимоотношения сознания с тем, что сознается. Субъектом этих действий, естественно, выступают сознающие (и самосознающие) люди. В этом аспекте философия есть миропонимание. Однако, люди не только мыслят, чувствуют, но и действуют, переживают то, что отражается в их сознании, следовательно, с этой точки зрения философия выступает как мироощущение, миросозерцание. Стоит отметить, что все эти термины являются несколько огрубленными. В совокупности обоих аспектов, философия, опять же, несколько грубо, может быть названа мировоззрением, она задает направление действиям индивида.

Философия не просто рассматривает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, «мир в целом». Наиболее существенной характеристикой философии выступает то, что она рассматривает мир через отношение сознания и материального мира. Добавим, что основной вопрос философии, который был упомянут выше, в общих чертах состоит из двух аспектов: вопрос происхождения мира (что есть причина этого, материальное или нечто идеальное) и второй аспект – познаваем ли мир (гносеологический аспект). Диалектический материализм показывает, что мир – познаваем, и познаваем чисто человеческим способом, в рамках отношения сознания и преобразуемого посредством общественного способа производства материального мира. Что-либо знать по-человечески можно лишь в связи с познанием мира, данный же процесс осуществляется вместе с преобразованием мира. 

Обозначение философии терминами «миропонимание», «мироощущение», «миросозерцание», «мировоззрение», «миросознание», достаточно отражает положение вещей тогда, когда философия еще не отпочковалась от других форм общественного сознания. 

Сама форма этого общественного сознания (философия) состоит в сознании отношения сознания к бытию, само рассмотрение специфики формы оказывается рассмотрением отношения, связи общественного сознания и материальной жизни общества.

Тем самым, изучение данной формы общественного сознания приводит к вопросу, во-первых, о связи форм общественного сознания друг с другом, и, во-вторых, о связи форм общественного сознания (как взаимосвязанных) с материальной жизнью общества, то есть специально ставит вопрос об их влиянии на материальную жизнь общества.

Роль общественного сознания.

Сознание не существует в чистом виде, само по себе, оно всегда существует через своих материальных носителей — звуки, жесты и т. д. (подобно тому, как стоимость не существует без потребительных стоимостей и проявляется только в отношениях потребительных стоимостей). Сознание позволяет произвести выбор возможности изменения производственных отношений из имеющегося более или менее определенного спектра материальных возможностей. Общественное сознание нужно не само по себе, а, главным образом, для изменения материальных общественных отношений, т. е. общественное сознание реализуется посредством материальных общественных действий, материальной общественной деятельности.

Общественное сознание образуется на основе производственных отношений, взятых в единстве с производительным отношением к природе, как отражение этой основы, не зависящей от воли и сознания людей. Вместе с тем общественное сознание образуется ради воздействия на материальные отношения, ради воздействия на отношения, не зависящие от воли и сознания людей.

Как же может общественное сознание, знание воздействовать на то, что не зависит от общественного сознания, знания, на то, что материально? Как может идеальное воздействовать на материальное, если материальное есть то, что не зависит от идеального?

Сознание, знание идеальны только как отражение существующей материальной действительности. Они не творят материальный мир из ничего, а лишь отражают различные материальные возможности изменения материального мира, имеющиеся в нем самом, и позволяют людям выбрать те или иные из этих материальных возможностей в соответствии в конечном счете опять-таки со своими материальными потребностями, материальными интересами.

Итак, роль общественного сознания состоит главным образом в отражении материальных возможностей преобразования производственных отношений в их единстве с производительным отношением к природе. Такова роль общественного сознания, поскольку оно есть отражение с позиций человечества в целом, притом человечества, развивающегося прогрессивно.

Общественное сознание есть не только отражение материальных возможностей, общественное сознание само порождается материальными потребностями,  материальными интересами, а потому с самого начала отражение материальных возможностей воздействия на производственные отношения в их единстве с производительным отношением к природе определяется этими материальными потребностями, этими материальными интересами.

Поэтому обратное воздействие общественного сознания, если все материальные интересы едины, при прогрессивном развитии производственных отношений, взятых в единстве с производительным отношением к природе, заключается в том, что общественное сознание отражает материальные возможности главным образом под углом зрения прогрессивного преобразования производственных отношений в их единстве с производительным отношением к природе.

Обратное воздействие общественного сознания на производственные отношения при наличии противоположных и противоречивых материальных интересов также по своей сути противоположно и противоречиво.

Это воздействие может быть (с точки зрения воздействия именно на производственные отношения…) трояким: направленным либо на регресс последних, либо на их сохранение, консервацию, либо на их прогрессивное развитие. Конечно, возможно и то или иное сочетание друг с другом этих воздействий. Какое из этих воздействий оказывает общественное сознание, зависит от того, с позиций каких материальных интересов и ради осуществления каких материальных процессов совершается отражение: либо с реакционных, либо с консервативных, либо с прогрессивных позиций.

Итак, во-первых, отражение в общественном сознании происходит под углом зрения материальных потребностей, материальных интересов; во-вторых, выбор из отраженных материальных возможностей тех, которые подлежат реализации, совершается ради удовлетворения материальных интересов, материальных потребностей.

Таково обратное воздействие общественного сознания вообще на производственные отношения, взятые в единстве с производительным отношением к природе. Однако, так как общественное сознание имеет различные формы, его обратное воздействие преломляется через специфику этих форм. В первой из перечисленных ранее форм общественное сознание влияет преимущественно через действия людей, второй—преимущественно через чувства, в третьей—преимущественно  через мысли.

Мы классифицировали формы общественного сознания прежде всего в зависимости от различия действий, чувств, мыслей. Общественное сознание есть отражение, познание общественного бытия. Поэтому, по нашему мнению, можно классифицировать и место различных форм общественного сознания в соответствии с местом действий, чувств, мыслей в ходе процесса познания. В процессе познания сначала главным образом совершаются действия с познаваемыми предметами и т. п., в процессе совершения действий формируются чувства, представления, живое созерцание; мышление же характерно для наиболее развитой стадии познания. 

Все формы общественного сознания существуют в их единстве. Однако в общем и целом, первая группа форм общественного сознания (мораль, политика, право) наиболее тесно, близко связана с общественным бытием, более опосредствована, в общем и целом, связь с общественным бытием второй группы форм общественного сознания (эстетическое сознание, религиозное сознание), и еще более опосредствована связь с общественным бытием третьей формы общественного сознания (философии).

Взаимодействие и отношение форм ОС. Идеология. Надстройка

Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой. Чем более непосредственно та или иная форма общественного сознания связана с общественным бытием, тем непосредственнее в ней отражаются изме­нения общественного бытия. И наоборот, чем удаленнее форма общественного сознания от общественного бы­тия, тем более опосредствованно в ней отражается об­щественное бытие.

Чем ближе форма общественного сознания к общественному бытию, тем меньше — при прочих равных условиях — отражение в ней общественного бытия опо­средствуется отражением общественного бытия в формах, более удаленных от общественного бытия. И на­оборот. Поэтому чем ближе форма общественного сознания к общественному бытию, тем более непосредственно — при прочих равных условиях — изменения общественного бытия отражаются в ней, тем более непосредственно изменения этой формы следуют за изменениями общественного бытия. И наоборот.

В общем и целом, несмотря на взаимодействие форм общественного сознания, первая группа форм следует более непосредственно за изменениями общественного бытия, более непосредственно отражает эти изменения, чем вторая группа форм, а вторая группа форм более непосредственно отражает изменения общественного бытия, чем третья.

Вторая группа форм в своем изменении в большей мере, в общем и целом, опосредствуется первой группой форм, чем первая группа второй, а третья форма — в большей мере второй группой форм (а тем более пер­вой), чем вторая (а тем более первая) — третьей.

Так, например, эстетическое сознание в своем изме­нении в большей мере, в общем и целом, опосред­ствуется моралью, чем мораль — эстетическим созна­нием; а философия в своем изменении в большей мере, в общем и целом, опосредствуется моралью и эстетиче­ским сознанием, чем мораль и эстетическое сознание — философией.

Изменения общественного бытия более непосред­ственно сказываются на морали, политике, праве, чем на эстетическом и религиозном сознании и тем более на философии.

Философия — наиболее глубокая форма обществен­ного сознания. Как всякая форма общественного созна­ния, она отражает общественное бытие, отражает в мышлении, в «чистом», абстрактном виде; такое отобра­жение бытия возможно лишь через отношение к общест­венному сознанию, следовательно, философия необходи­мо есть и осознание сознания. Основным ее содержа­нием служит, таким образом, отношение сознания и бытия.

Сведение различных форм общественного сознания друг к другу, недооценка специфики тех или иных форм общественного сознания не позволяют полностью использовать возможности обратного воздействия общест­венного сознания на общественное бытие. Например, недооценка специфики марксистско-ленинской философии как формы общественного сознания ведет к недопонима­нию наиболее глубоких и перспективных возможностей сознательного воздействия на прогресс производствен­ных отношений в их единстве с производительным отно­шением к природе.

Отношение форм общественного со­знания. Наука.  Идеология

Познание, знание есть по своей сути главным образом отражение человеком преобразуемой природы. Если познаются общество, люди, то для науки они выступают по преимуществу в качестве объекта по­знания, как нечто объективное. Сознание есть познание, знание различных людей в их единстве друг с другом как субъектов, есть познание, знание единства различных людей как субъектов.

Научное познание и знание есть познание и знание сущности, внутреннего, закономерного, т. е. познание и знание внутреннего единства, а значит, познание и зна­ние как система. Кроме того, наука есть социальное об­разование, а именно предмет занятий особой группы лю­дей, занимающих своеобразное место в разделении труда.

Сознание может быть и ненаучным, и антинаучным, и научным. К антинаучному общественному сознанию относится религиозное сознание. Научное познание при­роды и социальных сил, сначала непознанных людьми, господствующих над людьми и враждебных людям, от­крывает действительные законы и закономерности, уст­раняет, рассеивает представление, переживание их в ка­честве непознаваемых, открывает людям путь к овла­дению ими. Наука и религиозное сознание по сути своей, по своему назначению противоположны, исклю­чают друг друга, религиозное сознание по своей сути антинаучно.

Первая и вторая группы форм общественного созна­ния, если их взять как таковые, как бы они ни изменя­лись, не могут стать сами по себе по преимуществу на­учным сознанием. Они всегда остаются по преимуществу ненаучным сознанием, а религия — антинаучным со­знанием. Поэтому при достижении общественным созна­нием определенного уровня развития возникают, форми­руются, развиваются особые науки об этих формах об­щественного сознания, в общем и целом отличные от самих этих форм, в основном не сливающиеся с самими этими формами. Так, образуются наука о морали, наука о политике, наука о праве, наука об эстетическом со­знании. Осуществляется также научное рассмотрение религии.

Третья форма общественного сознания — филосо­фия — представляет собой с самого начала преломление содержания общественного сознания главным образом через мышление. А мышление есть отражение сущности, внутреннего, закономерного в чистом виде. В этом отно­шении философия с самого начала по своей сути была родственна с наукой. И по мере отделения форм обще­ственного сознания друг от друга это родство все более отчетливо обнаруживалось, оказывалось, что подлинная философия, философия, соответствующая своей сути, есть научная философия, т. е. такая форма обществен­ного сознания, которая вместе с тем есть научное зна­ние, т. е. отражение в мыслях сущности, закономерного в отношении общественного сознания к общественному бытию.

Вместе с тем философия как форма общественного сознания не сводится к науке, а есть также идеология, т. е. совокупность идей, необходимых для воздействия на мысли, чувства, действия людей в процессе их дея­тельности. Причем философия главным образом воздей­ствует на мысли людей.

Общественное сознание как таковое

Общественное сознание обнаруживается в своих ма­териальных носителях, материализуется при помощи материальных действий и материальных средств.

Необходимо различать материальные общественные отношения и идеальные общественные отношения, или точнее, сознательные общественные отношения. Мате­риальные общественные отношения складываются, не проходя как целое через общественное сознание. Созна­тельные общественные отношения при своем возникно­вении, формировании и развитии проходят через обще­ственное сознание. Кроме того сознательные обществен­ные отношения есть отношения людей как субъ­ектов, как действующих, чувствующих, думающих общественных существ. Для материальных же отношений характерна скорее непосредственно связь через посред­ство объектов. Само сознание по происхождению — про­дукт развития материального. Следовательно, сознание, так же как и познание, со стороны его возникновения, формирования, развития, изменения представляет собой особое свойство материи, т. е. сознание (и познание) вы­ступает со стороны его материальной обусловленности. Поскольку же сознание (и познание) существует как готовое, сформировавшееся и сохраняющееся, постольку оно — идеальное, противостоящее материи как отличное от нее.

Общественное сознание возникает, форми­руется и развивается вместе с возникновением, форми­рованием и развитием материальных общественных от­ношений. Общественное сознание как знание, как со­знание с точки зрения его противопоставления материи необходимо для того, чтобы воспроизводить материаль­ные общественные отношения в качестве только объек­та, то есть чего-то только независимого от людей, а зна­чит, в том же самом виде. Поэтому все сознательные общественные отношения, именно как сознательные, взятые в «чистом», абстрактном виде, в прямую проти­воположность материи, есть отношения, направленные на сохранение, воспроизведение имеющихся материаль­ных общественных отношений. Общественное сознание в таком его виде отражает те возможности изменения, ко­торые уже есть в самих материальных общественных от­ношениях.

В самих материальных общественных отношениях есть, имеется, уже существует что-то от прошлого, что-то от настоящего, что-то от будущего. Поэтому люди, в зависимости от своих материальных интересов, могут отражать, сознавать материальные общественные отношения с точки зрения прошлого, настоящего, будущего. Поскольку же в соответствии с общественным созна­нием совершается преобразование материальных обще­ственных отношений, постольку это — материальный процесс. Общественное сознание есть со-знание, и как общественное со-знание оно имеет своим содержанием единство людей в качестве субъектов, в качестве дей­ствующих, чувствующих, думающих. Люди в качестве субъектов — активные «компоненты» материальных об­щественных отношений, они не просто реализуют имею­щиеся независимо от них возможности изменения мате­риальных общественных отношений, сама их деятель­ность, осуществление ими себя в качестве субъектов есть одновременно процесс изменения материальных об­щественных отношений, то есть такое использование имеющихся объективных возможностей изменения, кото­рое есть вместе с тем созидание возможностей измене­ния материальных общественных отношений. Общест­венное со-знание по преимуществу служит для дея­тельности в конечном счете по изменению материальных общественных отношений и входит в нее как момент.

Надстройка

Деятельность людей, направляемая общественным сознанием, включает в себя помимо общественного со­знания объединение, организацию людей как социаль­ных субъектов, а также материальные средства осуще­ствления этой деятельности. Все эти моменты образуют надстройку над общественными производственными от­ношениями, которые в свою очередь предстают как эко­номический базис, который в основном определяет над­стройку, хотя надстройка, как можно видеть из сказан­ного выше, ни в коем случае не может быть сведена к экономическому базису.

Уже потому, что надстройка не есть деятельность только «чистого» сознания, а включает в себя и мате­риальные средства, и является также материальной дея­тельностью, реализация общественного сознания озна­чает получение не только того, что заранее предвосхи­щается, но также и кое-чего такого, что заранее, до реализации нельзя было предвидеть.

Надстройка материальна по действиям и средствам, применяемым людьми. Но надстройка отличается от производственных общественных отношений тем, что надстроечные отношения как целое при своем образова­нии проходят через общественное сознание и направля­ются им, они направляются общественным сознанием и при их функционировании. Вместе с тем уже вследствие материальности действий и средств результаты и в об­ласти надстройки никогда абсолютно не соответствуют целям, а содержат помимо предвосхищаемых и побоч­ные, не предвосхищаемые продукты деятельности людей.

Надстройка как особое образование нужна в конеч­ном счете и главным образом для того и тогда, чтобы и когда необходимо материально в соответствии с обще­ственным сознанием изменить материальные обществен­ные отношения при помощи материальных средств.

Необходимость воздействия общественного сознания на материальные общественные отношения посредством объединения людей, совершающих материальные дейст­вия и применяющих материальные средства, доказы­вает, что внутри самих материальных общественных от­ношений есть материальные препятствия для осущест­вления воздействия на них общественного сознания, а значит, есть противоположные, противоречивые или про­сто различные материальные интересы.

Переход к рассмотрению надстройки в целом озна­чает переход к специальному рассмотрению единства общественного сознания и общественного бытия в их различии. Надстройка в своей специфике по сравнению с общественным сознанием как ее компонентом служит для обратного материального воздействия общественно­го сознания на общественное бытие.

Личность. Внутреннее единство социального и биологического в индивиде

Таким образом, мы вновь как бы возвращаемся к материальной деятельности людей, но теперь для нас это такая деятельность, которая освещена тем или иным сознанием общества как целого

Как бы возвращаясь назад, мы опять приходим к человеку как к живому существу, как биологическому существу, т. е. к индивиду. Однако это «возвращение» на новой основе, и потому исходный пункт предстает в снятом, преобразованном виде. 

Общественное сознание и его формы существуют только как ансамбль сознаний живых индивидов и реализуются в их деятельности. 

Общественное сознание, если оно уже возникло (при логическом подходе), — выступает по отношению к каждому новому поколению индивидов в качестве чего-то данного, существующего объективно. Каждый индивид в своем индивидуальном развитии включается в жизнь общества, усваивает те или иные стороны жизни общества, «пропускает» их через свою индивидуальность, делает их своими, и тем самым он превращается из просто индивида в личность

Однако о вполне развитой, об зрелой личности можно говорить лишь тогда, когда индивид сознательно усваивает социальное, сознательно делает социальное своим собственным, внутренне ему присущим, тогда, когда его деятельность освещена тем или иным осознанием общества как целого

Личность есть человек как внутреннее единство социального и индивидуального, есть «преломление» социального через живых индивидов. То в социальном, что остается внешним для индивида, не усвоенным им, не есть достояние его как личности, не есть личностное. Закономерное развитие человека как личности зависит, следовательно, во-первых, от усваиваемого индивидом социального содержания и, во-вторых, от биологических задатков индивида. Личность же есть внутреннее единство, органическое соединение того и другого. 

Остановимся на первой стороне этого единства. 

Социальная программа развития личности задается строением общества и развитием строения общества. В наиболее полном своем виде общее строение только социальной стороны личности есть воспроизведение общего «каркаса» строения общества, в своем полном развитии строение личности, с точки зрения лишь ее социальной стороны, есть отражение общего строения общества. 

Наибольшее развитие личность получает тогда, когда человеческое общество созревает и когда в строении личности «отпечатывается» общее строение этого общества. Всесторонне развитая личность есть человек, строение личности которого повторяет основные черты строения зрелого человеческого общества. 

Рассмотрим подробнее строение общества как социальную программу развития личности

Человек, если он не обладает общественным сознанием, не представляет собой личность. В качестве личности человек есть общественно сознательное существо, существо, обладающее общественным сознанием. Структура личности есть структура человека как существа, обладающего общественным сознанием. Человек живет как личность в качестве общественно сознательного существа, существа, обладающею общественным сознанием, жизненные проявления которого направляются его общественным сознанием.

Социальное в индивиде. Социальная типология строения личностей. I-IV типы

I тип — личность предпосылочного типа, это как бы пред— личность, зародышевая, «эмбриональная» личность. Центр жизненной программы такой личности — потребление материальных благ, удовлетворение потребностей в поддержании собственного физического существования. Более развитой разновидностью такого типа личности является личность, жизненная программа которой сосредоточивается не только на поддержании своего собственного физического существования посредством потребления материальных благ, но и на обеспечении того же для индивидов, с которыми данный индивид связан отношениями продолжения рода. 

Для личностей такого типа производство, труд — только средство поддержания физического существования (своего или тех, с кем они связаны отношениями по продолжению рода). Поэтому такая жизненная программа стихийно тяготеет к перерастанию — при благоприятных условиях — в паразитическую жизненную программу, а личность — в паразитическую личность

Поскольку жизненная программа человека концентрируется только на потреблении готового, постольку это — паразитическая программа. Такая паразитическая личность есть разрушение личности

Обе эти крайности вырастают на основе такого развития материальной жизни общества, которая обусловливает отношение к труду, производству только как к  средству поддержания физического существования, как к проклятию[3]. Трудится в таких условиях тот, кто не может избежать труда. Привлекательным же, идеальным состоянием представляется возможность потреблять без затраты труда. Поэтому существует тенденция появления и существования паразитических личностей. 

II тип — личность сущностного типа первого рода. Жизненная программа личностей такого типа сосредоточивается на труде не как средстве для поддержания физического существования, но ради удовлетворения потребности в труде. Поддержание физического существования — своего или также тех людей, с которыми данный индивид связан отношениями по продолжению рода, — остается необходимым моментом в жизненной программе, но ему отводится подчиненная роль. Можно выделить две главные разновидности личностей такого типа. 

Первая разновидность — это личности, для которых характерен труд ради успеха в труде, ради получения результата труда. По сути дела, потребность в труде ради труда у таких личностей еще неустойчива. 

Вторая разновидность — это личности, для которых характерен труд ради наслаждения процессом труда, ради потребности в самом процессе труда; результат же продолжает быть необходимым, но низводится на роль подчиненного момента труда. Потребность в труде ради труда у таких личностей становится внутренней, устойчивой

III тип — личность сущностного типа второго рода. Главное в жизненной программе такой личности — подчиненность общественным условиям, но как только необходимым. Это такая конформистская личность[4], которая сознательно подчиняется существующим общественным условиям как только необходимо (а следовательно, вечно) существующим. 

В качестве примера можно привести представителей творческой интеллигенции в СССР. В наше время отчетливо видно как эти люди перекрашивались или, как говорят, переобувались в воздухе, во время смены власти и изменения запроса на их работу. Во времена СССР они хорошо выполняли работу на благо социализма, а в современной России они делают все для очернения СССР. Безусловно талантливые люди применяли свой талант не искренне, а руководствовались сиюминутной выгодой для себя.

IV тип — личность сущностного типа третьего рода. Жизненная программа такого типа личностей определяется, главным образом, осознанием своего места в обществе, осознанием общественных связей, отношений и своего единства с обществом. Такой тип личности возможен постольку и настолько, поскольку и насколько существует единство материальных интересов индивида и общества, а преобладать он может только при преобладании в обществе единства индивидуальных и общественных материальных интересов. Главным у личностей такого типа становится жизнедеятельность ради общественных интересов, ради человечества, т. е. жизнедеятельность в качестве сознательно-общественного существа

Отличие этих личностей от личностей III типа — свобода выбора общественных целей. (Свобода есть познание необходимости и преобразование людьми как общественными существами действительности на основе познанной необходимости.) 

В обществах, в которых развитие совершается через противоположность, через противоречие материальных интересов, материальные интересы той или иной части общества могут, по преимуществу, совпадать с развитием человечества в целом, а интересы другой (или других) части общества — по преимуществу, не совпадать с развитием человечества в целом. Тогда именно на позициях той части (или тех частей) общества, материальные интересы которой в основном совпадают с развитием человечества в целом, становится возможным появление личностей этого типа. 

Но поскольку эти личности формируются на почве борьбы различных частей общества друг с другом из-за противоположных, противоречащих материальных интересов и, следовательно, борьбы, доходящей до тех или иных мер физического воздействия, воздействия на условия физического существования, постольку борьба за развитие человечества, за общественные цели как главные цели личной жизни требует самоотверженности, доходящей в крайних случаях до принесения в жертву общественным целям своего физического существования. 

Н. Г. Чернышевский в образе Рахметова выразил идеальный тип революционера, необходимость приближения к которому тем настоятельнее, чем острее классовая борьба, чем отчетливее и напряженнее противоположность материальных интересов. И пока существуют в обществе существенные различия, противоположность, противоречие материальных интересов, личности рассматриваемого типа невозможны без той или иной степени самоотверженности, самопожертвования (а следовательно, аскетизма). 

Самоотверженность, самопожертвование (а значит, и аскетизм) — характерные качества личности этого типа в условиях преобладания в обществе противоположных, противоречивых материальных интересов. Но потребность в них оказывается существенной и при наличии существенных различий материальных интересов в обществе. Реализация самоотверженности, самопожертвования означает подрыв существования тех или иных проявлений личности, вплоть до ее физического самоустранения. 

Если реализация самоотверженности, самопожертвования у личностей этого типа оказывается устойчивой тенденцией, то она означает деформацию личности, вплоть до ее полного устранения. 

Но следует со всей решительностью подчеркнуть, что личности этого типа в условиях существенного различия, противоположности, противоречия материальных интересов с необходимостью должны обладать способностью к самоотверженности, к самопожертвованию. Более того, личность достигает наивысшего своего развития тогда, когда «дело жизни», главная жизненная цель, доминирующая внутренняя потребность — это деятельность для и ради общества. В таком случае, если эта внутренняя потребность для своего осуществления нуждается в жизни индивида, он отдает ее, приносит в «жертву». 

Даже в условиях существующего в основном единства материальных интересов подлинная, а не мнимая личность такого рода сохраняет готовность к проявлению самоотверженности, самопожертвования. 

При гармоническом существовании личности IV типа ее жизнедеятельность ради общих интересов не вступает в противоречие ни с удовлетворением материальных потребностей для поддержания своего биологического существования и биологического существования лиц, с которыми этот человек связан отношениями продолжения рода, ни с трудом ради удовлетворения потребности в труде. Тем не менее, пусть и потенциально, «готовность к самопожертвованию» у такой личности необходимо сохраняется. 

Всестороннее развитие личности означает развитие личности во всех основных, главных сферах социальной жизни. Такими сферами, как это следует из всего предыдущего изложения, оказываются удовлетворение потребностей в поддержании биологического существования, всестороннее физическое развитие, труд, совершаемый ради удовлетворения потребности в труде (сюда входит и труд по производству материальных благ, и труд по производству знаний), деятельность по совершенствованию материальных производственных отношений, проявления жизнедеятельности личности (как сознательно общественного существа), совершенствование во всех сохраняющихся во вполне зрелом обществе формах общественного сознания. Развитие личности есть по сути своей усвоение человеком социального, т. е. не только образование, но и, обязательно, воспитание и самовоспитание человека как сознательно общественного существа

Но личность есть единство социального и биологического в индивиде, преломление социального через биологическую природу индивида. Поэтому для характеристики личностей требуется биологическая характеристика индивидов, поскольку усвоение и изменение социального индивидом зависят от биологической природы индивида, трансформируются последней.

Влияние биологического на социальное в индивидах

Биологические различия индивидов мужского и женского пола сказы­ваются на определенных различиях в усвоении ими со­циальной среды, на их месте в обществе, на их соци­альной роли. Например, для продолжения человеческо­го рода нецелесообразно, чтобы занятия женщин были связаны с риском для жизни, все занятия такого рода должны быть уделом преимущественно мужчин. И борцы за эмансипацию женщин в любом случае должны учитывать эти различия, ведь биологическое различие между мужчиной и женщиной всегда, в любом обществе, пока продол­жается человеческий род, сказывается на известных раз­личиях их социальной роли, социального поведения, ме­ста в обществе, их игнори­рование чревато весьма серьезным ущербом для продолжения человеческого рода. Процесс эмансипации женщин не должен рассматриваться как чисто социальный процесс, без учета воздействия на него биологических различий меж­ду мужчиной и женщиной. Следует отметить, что в данное время изучение влияния социальной среды на индивидов разных полов с точки зрения благоприятности или неблагоприятности ее для проявления биологических различий между мужчиной и женщиной ведутся весьма недостаточно.

Также следует отметить, что каждый из возрастных периодов обуславливает особенные, закономерные черты отношения к социальной действительности индивидов. Например, мир глазам под­ростка и старика предстает не совсем одинаково, и раз­ница, между прочим, зависит и от их биологического возраста. Личность человека зависит не только от со­циальной среды, социальных условий, но и, в частно­сти, также от особенностей стадии его индивидуального биологического развития. В настоящее время эта проб­лематика разработана еще весьма и весьма слабо.

Различные люди, даже одного биологического воз­раста и пола, имеют различные психофизиологические характеристики. Психофизиологические особенности лю­дей также влияют на «присвоение» ими социаль­ной действительности, на изменение этой действитель­ности.

Наиболее общим с точки зрения физиологии является деление людей по типу нервной системы в зависимости от силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности нервных   процессов, а также деление людей на художественный и мыслительный ти­пы. Эти различия, несомненно, сказываются на соци­альной жизнедеятельности людей. Например, для рабо­ты в экстремальных условиях малопригодны или непри­годны люди со слабой нервной системой, что не исклю­чает предпочтительности людей со слабой нервной си­стемой для некоторых других занятий, в. частности та­ких, где нужна более высокая чувствительность.

Конечно, содержание личности есть социальное со­держание, но социальное содержание не существует как особая личность, личность представляет собой «преломление» социального содержания через биологическую, психофизиологическую природу индивида. И эта послед­няя не остается совершенно безразличным носителем со­циального содержания, социальное содержание не мо­жет в определенной степени и в определенных отноше­ниях не трансформироваться биологической, психофи­зиологической природой индивида. А биологическая, психофизиологическая природа различных индивидов различна. К таким различиям, в частности, и относятся типы нервной системы. Или, например, наследственная слабость, предрасположенность к заболеваниям тех или иных органов и систем организма (сердца, легких, ор­ганов зрения и т. д.) рано или поздно заставляют чело­века считаться с ними в своей социальной деятельности, могут повлиять, и притом существенно, на его социаль­ную деятельность.

Действительность отношений людей в обществе есть их отношение в качестве личностей, этих «органических соединений» социального с биологической, психофизио­логической природой индивида. Связи людей как все­сторонних и гармоничных личностей, формы этих свя­зей исследованы ныне совершенно недостаточно. В об­щем виде их можно охарактеризовать так.

Это связи преимущественно не по принуждению, а по убеждению, связи по интересам, но интересам не своекорыстным, а таким, которые заключаются главным образом в реализации общественного интереса, когда, реализуя интересы других людей, личность тем самым достигает реализации своего собственного интереса. Это связи всесторонних и гармоничных личностей, а следо­вательно, каждая личность вступает во всесторонние (во всех основных сферах общества) отношения с дру­гими личностями, и, следовательно, это связи подвиж­ные, не закрепляемые социально и специально, а зави­симые от свободного выбора людей, вступающих в от­ношения, это связи, строящиеся с учетом половой, воз­растной, психологической и т. п. совместимости.

Естественно, такие отношения не могут преобладать, пока в обществе большую часть усилий людей отнимает производство материальных благ, необходимых для под­держания физического существования людей.

Итак, с самого начала мы рассматривали человека как существо биосоциальное. Причем биологическая природа человека (в ее непосредственном единстве с социальным) предстает прежде всего в качестве необходимой предпосылки человеческой сущности. Так как биологическая природа человека берется в качестве необходимой предпосылки сущности человека, то с самого начала, хотя и неявно, предполагается связь предпосылки с сущностью, предпосылкой которой она служит, то есть связь биологического с социальным. С самого начала биологическая природа человека рассматривается не в отрыве от социального, но при этом ни социальное, ни его связь с биологической природой человека специально не фиксируются. Человек предстает главным образом как индивид (единичное существо). Затем осуществляется переход к рассмотрению сущности человека, к рассмотрению социального. Однако если изложение социального, сущности человека в чистом виде выступает на первый план, если специально анализируется именно сущность человека, социальное, то, вместе с тем, во-первых, предполагается связь социального с биологической природой людей (сущность человека закономерно выступает после рассмотрения биологической природы человека, а не до нее); во-вторых, предпосылка не просто фиксируется до сущности, а предпосылка в снятом виде сохраняется внутри сущности как ее несущественная, но необходимая сторона, как одна из двух противоположных сторон сущности (сущность человека, социальное имеет внутри себя в снятом виде и в качестве несущественной стороны сущности биологическую природу людей). 

После рассмотрения социального, сущности человека самой по себе мы перешли к характеристике специально единства социального с биологической природой человека, то есть к характеристике человека как личности. Действительность человеческого общества есть отношения людей как личностей и формы этих отношений. 

Основной или один из основных недостатков подчас весьма интересных трудов, посвященных сущности человека или затрагивающих эту проблему, заключается в том, что сущность человека не рассматривается как процесс, ее рассмотрение не включается в картину целостного рассмотрения общества. 

Из сказанного выше можно вывести иерархию целей общества как такового от низшей цели (поддержания только физического существования индивидов и лишь физического продолжения человеческого рода) до высшей цели (существование, воспроизведение, развитие людей как личностей[5]). Причем осуществление высшей цели с необходимостью предполагает осуществление низших целей в снятом виде как преобразованных, подчиненных моментов. 

Высокая цель общества как такового оказывается целью коммунистического общества. Это не случайно, ибо коммунистическое общество есть подлинная история человечества, в отличие от предыстории человечества, есть зрелое человеческое общество

Поэтому изучение логическим способом человеческого общества как такового, способом, при котором все стороны изучаемого предмета берутся в их наиболее развитом, зрелом виде, представляет собой изучение коммунистического общества. А точка зрения исследования общества как такового есть позиция людей, для которых главной задачей является не отрицание докоммунистических общественных порядков, а положительное устроение коммунистического общественного порядка.

Ключевые моменты

  1. В данной лекции мы продолжили изучение форм общественного сознания. Вторая форма имеет два своих проявления: эстетическое и религиозное. Эстетическое сознание, как и религиозное, представляет собой преломление содержания общественного сознания главным образом через чувства. В первом случае главным является восприятие и отражение сущности, закономерного через чувственные эквиваленты. Красота, как отражение сущности и закономерности является дальнейшим направлением в познании. Религиозное сознание схоже с эстетическим сознанием, но отличается содержанием. Религиозное сознание есть восприятие в виде чувственных эквивалентов неизвестной сущности и направлено на непознаваемое. Эстетическое сознание так или иначе направлено на познание и развитие, тогда как религиозное сознание направлено на консервацию и подчинение индивида непознаваемым и враждебным ему силам. Последняя, третья форма общественного сознания в нашей классификации образуется посредством мыслей. Данная форма имеет единственное проявление — философию. В рамках данной формы закономерности отражаются не сами по себе, а осознаются в мышлении в виде взаимосвязей и связей сознания и действительности. Философия — это отражение отношения сознания, взаимодействия форм общественного сознания  и материального бытия с точки зрения воздействия сознания на бытие. Формы общественного сознания не изолированы друг от друга и не имеют четких границ. При изменении общественного бытия изменения отражаются во всех формах общественного сознания. Наиболее быстро изменения проявляются в первой форме: в морали, праве, политике. Чем дальше находится от материального бытия форма общественного сознания, тем дольше и не так явно проявляются изменения.
  2. Познание сущности, закономерного, познание внутреннего единства есть научное познание. Исходя из того, что разные формы общественного сознания отражают материальное бытие по разному, следовательно, формы общественного сознания могут быть научными, ненаучными и антинаучными. Из всех форм общественного сознания только философия является научным сознанием, но не сводится только к науке. Философия есть отражение через мышление в чистом виде. Религиозное сознание существует не просто как ненаучное сознание, а как антинаучное.
  3. Общественное сознание имеет в своей основе материальную действительность, но существует как отражение этой действительности и не возникает само по себе. Общественное сознание отражает в большей мере сознательные общественные отношения где фиксируется отношение людей друг к другу как субъектов и призвано сохранять и воспроизводить существующие материальные  общественные отношения. Но общественное сознание нельзя рассматривать лишь как отражение и только, оно также отражает и возможности воздействия на производственные отношения в их единстве с производительным отношением к природе. В самих же материальных общественных отношениях уже имеется что-то от прошлого, что-то от настоящего и что-то от будущего.
  4. Сознание само по себе никак не может воздействовать на материальную действительность. Общественное сознание направляет деятельность людей как субъектов, а люди, в свою очередь, используют материальные средства  для осуществления этой деятельности. Совокупность людей как социальных субъектов и материальных средств для воздействия на материальные отношения есть надстройка. Надстройка служит главным образом для сохранения и изменения согласно общественному сознанию материальных общественных отношений с помощью материальных средств. Материальная действительность, воздействуя на сознание индивидов как частичку общественного сознания, предстает в виде отражения со спектром возможностей по ее же изменению. С помощью надстройки происходит обратное воздействие на материальную действительность. Идеальное, возникшее на материальной основе, изменяет эту самую материальную основу. До этого момента мы рассматривали в основном воздействие бытия на сознание, а относительно надстройки речь уже идет об обратном воздействии общественного сознания на бытие.
  5. Общественное сознание и его формы существуют только как ансамбль сознаний живых индивидов и реализуется в их деятельности. Мы возвращаемся вновь к материальной деятельности людей, но которая освещена теперь тем или иным сознанием общества как целого. Личность есть преломление общественного в индивиде. По степени присвоения, осознания общественного содержания мы выделяем четыре типа личности. Чем полнее осознаются все стороны общества, тем более развитой личностью является индивид. Также следует отметить, что развитие личности зависит не только от социального содержания, но также и от биологических задатков индивида, большую роль в возможности познавать общество в полной мере играет биологическая составляющая. Половые, возрастные, психофизиологические различия у индивидов влияют на усвоение ими социальной среды, на их место в обществе, на их роль в обществе.

Итоги

На этом мы завершили этап рассмотрения сфер явления и действительности общества. 

Начиная с обнаружения потребления как простейшего отношения, предпосылки, необходимой для существования, жизни общества, мы анализировали условия осуществления этого процесса. В ходе анализа мы обнаружили сущностные отношения в обществе — общественный способ производства жизни, особым, социальным способом. . В ходе синтеза мы вернулись к рассмотрению биологической (природной) связи людей друг с другом и с остальной природой уже через призму понимания сущности возникающих отношений, связей. То, как люди взаимодействуют с внешней природой и друг с другом, и определяет их как людей, как особых биосоциальных существ. Сфера самого социального относится в логическом плане к сфере явления — то есть, сущность (общественное производство) обнаруживается в сфере социального, но без специального изучения, исследования, это не ясно. Мы не можем понять явление само по себе, если не знаем того, что его производит, что является причиной его возникновения. 

Действительность — это единство сущности и явления. Мы рассмотрели действительность общества, заключающуюся в социальном существовании, взаимодействии биологических индивидов. Именно единство биологического и социального при включении индивидов в процесс общественного производства делает возможным (и необходимым) формирование личностей. Взаимодействие личностей друг с другом — это и есть действительность общества

Сегодня мы завершили логическую часть исследования общества и в следующих лекциях нас ждет историческое рассмотрение процесса его развития.

  1. Говоря об эстетическом сознании мы пытаемся выделить преимущественно самое главное для его характеристики, чтобы определить в общем и целом место и значение этой формы общественного сознания в обществе как системе. Подробное рассмотрение этой формы не является нашей задачей.
  2. Характеристика религии есть отступление от строго логического способа рассмотрения общества (как и характеристика политики и права)
  3. Труд как только или главным образом средство к физическому существованию существует тогда, когда он с необходимостью вместе с тем есть проклятие (см. об этом в третьей части монографии).
  4. 1 тип и первая разновидность II типа личностей — конформистские по своей сути.
  5. Существование и воспроизведение вполне развитых личностей, как можно заметить из сказанного выше, означают ассоциацию, «в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [I, т. 4, с. 447]

Литература

  1. В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии. Глава: 4 «Явление и действительность человеческого общества» (от рассмотрения формы, фиксируемой через действия, включая Право до конца)
  2. Ф. Энгельс. Письма об историческом материализме

Рекомендация

В силу того, что этап логического исследования был нами завершен, мы настоятельно советуем провести несколько семинаров. На семинарах каждый участник должен постараться в сжатом виде изложить пройденный материал, его основные мысли, логические этапы. В ходе семинаров хорошо помогают более глубокому усвоению тренировочные работы по актуальному анализу состояния общества, обращение к работам классиков для того, чтобы переосмыслить прочитанное ранее сквозь призму полученных знаний.