Отношение

Скачать ePubmobi PDF печать

Отношение — философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определённой системы. Диалектический материализм исходит из того, что Отношение носит объективный и универсальный характер. В мире существуют только вещи, их свойства и Отношения, которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами, В. И. Ленин отмечал верную мысль Гегеля о том, что всякая конкретная вещь состоит в различных Отношениях ко всему остальному (см. ПСС, т. 29, с. 124). Отношение может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных Отношениях, выявляет различные свойства. Таким образом, свойства определяются Отношением, последнее включает в себя проявление свойств.
Отношения вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, Отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и др. Особый тип составляют общественные отношения.
Категория Отношение тесно связана с понятием закона — как выражением существенных отношений между вещами, явлениями, их свойствами и связями. Научное познание раскрывает сущность вещей, закономерности их возникновения и развития через выявление их Отношений с другими вещами. Характеризуя элементы диалектики, Ленин указывал на необходимость исследования Отношений: «Вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим», «отношения каждой вещи… не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс…) связаны с каждой; …бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений…» (там же, с. 202, 203).
В современной науке, в которой изучение устойчивых или повторяющихся взаимосвязей и Отношений между различными вещами, явлениями и процессами всё больше доминирует над описанием, классификацией и сопоставлением отдельных свойств, значение категории Отношение существенно возрастает.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983

ОТНОШЕНИЕ — одна из основных логико-философских кате­горий, отражающая способ (род) бытия (и познания). Именно в этом или близком к этому смысле термин «Отношение» был введен в философию Аристотелем. Понятие об Отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами или членами Отношения) по выбранному (или заданному) основанию сравнения (признаку). Например, срав­нение по величине порождает понятие о числовых Отношениях; сравнение по времени появления или исчезновения — понятие о временных Отношениях; сравнение по участию в ма­териальном производстве —понятие о производственных Отношениях. Ана­логично складываются понятия о любых Отношениях. Имеется множество различных оснований сравнения (в част­ности, основанием сравнения может быть и какое-либо Отношение, что приводит к понятию своего рода иерархии Отношений). …

С диалектико-материалистической точки зрения понятие об «Отношении вообще» возникает как результат абстракции от конкретных Отношений между вещами, а эти последние никогда не познаются изолированно. «О телах,— говорил Энгельс,— вне движения, вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 283). Диалектическое понимание единства вещи и Отношения приводит к необходимости считать, что вещи не более реальны, чем Отношения, поскольку реальная природа свойств вещи может проявиться лишь в Отношениях, во взаимодействии, в связи с другими вещами. Отношения существуют как Отношения вещей, но и вещей нет вне Отношений. Только в абстракции это «…единство вещи и отношения… раздваивается на: I) вещи и 2) отношения. Для выделения последних в чистом виде нельзя устранить, однако, вещи, а нужно сделать их (вещи.— Ред.) переменными». В замене постоянных переменными и в выделении (абстрагировании) Отношений состоит, по существу, один из основных познавательных процес­сов — процесс обобщения, или (если выделяются существенные Отношениясвязи) процесс познания законов.


Читать полностью: Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.