Содержание лекции

Сущность общества. Диалектика труда

Скачать ePub PDF печать

На прошлой лекции мы показали что:

  • — Взаимодействие человека с окружающей средой для поддержания собственной жизни, и взаимодействие людей друг с другом для продолжения своего биологического вида есть, так или иначе, процесс потребления. И именно этот процесс есть простейшее отношение человеческого общества.
  • — Человек тем революционно и отличается от других живых существ, что он не занят всю свою жизнь поиском и добычей готовых предметов потребления из природной «кладовой», а преобразует природу, производя предметы своего потребления.
  • Создание человеком предметов потребления ради потребления есть производство.
  • — Существует внутреннее единство потребления не только с материалом, предметами потребления, но и с процессами образования предметов потребления.
  • — Производство есть определенное взаимодействие человека и природы (с точки зрения результата, продукта труда). Следовательно, не только человек воздействует на природу, но и природа воздействует на человека.

Поэтому специальное рассмотрение взаимодействия человека и природы мы начнем в этой нашей лекции со стороны воздействия человека на природу. Взаимодействие же человека и природы со стороны участия в нем человека есть труд.

Contents

Что такое «Труд вообще»

Цель труда

Процесс труда предполагает прежде всего телесную потребность в предмете потребления.

«Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы»

Данное определение труда вообще дано в «Капитале» Карла Маркса.

Выделим основные компоненты труда:

  • — человек как субъект труда
  • — предмет труда
  • — средство труда
  • — результат, или продукт, труда.

Взаимодействие этих компонентов и есть труд. Труд же осуществляется в определенной форме, определенным способом. Это есть способ труда. Человек должен так привести в движение свои органы движения, использовать такой предмет труда и средства труда, чтобы получить заранее известный результат труда.

«Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

Данный отрывок наглядно иллюстрирует то, что труд – специфически человеческая деятельность, присущая исключительно ему, и что разговор о труде паука, бобра, лошади, является ошибкой даже с точки зрения формальной логики — животные не ставят осознанной цели.

Марксова характеристика труда взята нами из того места «Капитала», в котором ему, в соответствии с целью исследования, требовалось принять труд в качестве данного. Учитывая это, стоит понимать: как и всякую истину, определяющий характер цели не стоит абсолютизировать. Рассмотрим детальнее: если мы берем уже сформировавшийся труд, то действительно, он начинается с постановки цели. Труд не может быть бесцельным[1]. Цель предвосхищает результат идеально, она находится в нашем представлении, и действительно направляет нашу волю в процессе труда.

Однако может возникнуть ошибочное понимание цели, будто она существовала всегда, будто идеальное первично по отношению к материальному, что в корне противоречит диалектическому материализму. Говоря менее категорично и в менее общем виде: цель, определяя весь процесс труда, независима от самого процесса труда, от остальных его компонентов, и во всяком случае не представляет собой подчиненный момент процесса труда. Итак: в данном примере представляется, что цель предстает лишь с одной стороны, со стороны своего влияния на труд. Обратное же влияние упускается (воздействие со стороны компонентов труда), или же недооценивается.

Если же мы возьмем труд вообще специально в связи с его происхождением, то станет необходимым сказать о взаимодействии всех его компонентов.

В таком случае, помимо вышеописанного воздействия цели, она сама зависит от процесса труда, от его компонентов. Более того, с диалектико-материалистической  позиции именно процесс труда в конечном счете играет определяющую роль по отношению к цели, а не цель, не идеальное образование по отношению к процессу труда.

Цель, будучи предвосхищением результата труда, и определяя как закон его способ и характер, сама сформировывается именно в процессе формирования ранее совершавшихся процессов труда. Имея ввиду взаимодействие всех компонентов труда, следует сказать, что:

  • 1) в возникающем процессе труда цель, целеполагание тоже лишь возникают
  • 2) особая цель всякого нового труда лишь тогда полностью, окончательно формируется, когда формируются все компоненты труда.

Цель действительно есть цель, когда она не только предвосхищает результат труда, как закон определяет способ и характер труда, но тогда, когда она, будучи окончательно (для данного процесса труда) скорректирована остальными компонентами, реализуется в результате труда.  Если цель труда полностью предвосхищает результат труда, значит, данный процесс труда с точностью повторяет предыдущие процессы труда. Вполне действительная цель есть цель, реализованная в результате процесса труда[2]. Стоит подчеркнуть, что сейчас мы рассматриваем цель с точки зрения воздействия на неё компонентов труда. Превращение цели из возможной (цели, в которой предусмотрены все компоненты труда, которая сама ими скорректирована, но еще не осуществляется) в действительную есть вместе с тем превращение цели в результат.

Действительная цель предполагает наличие адекватных ей компонентов труда, которые мы перечислили выше.

Действительная цель есть реализующаяся цель. Чисто идеальная цель есть фантазия, а не цель. Действительная цель есть такое идеальное, которое  существует лишь как свое иное, лишь через свою противоположность, реальное; идеальное существует как идеальное лишь постольку, поскольку оно осуществляется. Идеальное вне этого есть лишь возможность (или абстрактная, поскольку отсутствуют условия для ее осуществления, или же реальная, для реализации которой есть необходимые и достаточные условия).

Действительная цель есть есть лишь цель, реально возможная и реально осуществляемая[3].

Цель есть прежде всего, если рассматривается труд вообще, предвосхищение, представление предмета, способного удовлетворить биологическую потребность до того, как она стала удовлетворяться. Вместе с тем, собственно человеческая, развитая цель предвосхищает не только продукт труда, но и все компоненты труда.

Отмеченные в прошлой лекции формы (II, III, IV) воздействия человека на природу есть и три общеисторические формы образования труда, и три формы, которые проходит всякий новый процесс труда, и, следовательно, три формы образования цели. Потребность предшествует цели. Потребность — момент потребления. Включение этого момента в трудовое, производительное отношение означает превращение потребности в цель. Итак, в первой форме предвосхищается лишь то, что нужно добыть, условия его образования. Констатируется различие между условиями образования и самим предметом. Вторая форма включает, помимо прочего, предвосхищение средств добычи искомого предмета, однако же средства эти даны природой в готовом виде. И, наконец, третья является уже завершенной формой, цель сформировывается окончательно, так как средства и предмет труда преобразуются в соответствии с необходимостью в получении данных предметов потребления, выявляется и способ труда, соответствующий цели.

Следовательно, собственно цель сформировывается в развитом труде и функционирует во вполне развитом виде в повторяющемся процессе труда. Но развитая цель не может предшествовать возникающему и формирующемуся процессу труда. В повторяющемся процессе труда, при простом, неизменном возобновлении процесса труда цель в полной мере предшествует реальному труду. При возникновении, формировании, развитии процесса труда цель не полностью предшествует реальному труду, а возникает, формируется, развивается вместе с ним.

Компоненты труда

Средство труда — то, при помощи чего человек определенным образом воздействует на что-то другое для достижения цели, создания предмета, способного удовлетворять потребность. Вне этого единства средство представляет собой просто предмет природы (а если он воздействует на другой предмет, то такое воздействие есть природное воздействие одного предмета на другой природный предмет).

Предмет труда — то, на что происходит воздействие при помощи средств труда, определенным способом для достижения результата труда. Опять же, вне этого единства предмет труда оказывается просто предметом природы.

Результат труда как именно результат — то, что создается трудом при помощи воздействия средств труда на предмет труда для осуществления цели, образования предмета, способного удовлетворять потребность.

Способ труда — это то, как именно происходит воздействие с помощью средств труда на предмет труда, для достижения результата. Являясь моментом [4] труда, способ не входит в число его материальных компонентов. Это характеристика взаимодействия материальных компонентов.

В данном случае хотелось бы обратить ваше внимание на то, что мы говорим о диалектической логике, поэтому слушателям (читателям) необходимо осваивать язык диалектики и привыкать к тому, что все, о чем мы говорим, — это непрерывное движение материи, это множество различных процессов, которые своей конечностью образуют бесконечность. Компоненты (моменты) труда являются таковыми только в совершающемся процессе (движении, непосредственном взаимодействии), человек становится человеком (а не просто биологическим индивидом), только непосредственно включаясь в практическую общественную деятельность, усваивая её “человеческое” (язык, культуру, науки, умения и т.д.), жилище становится действительным жилищем только тогда, когда в нем живут, и т.д. Это — определенность каждого компонента тем процессом, в который он может быть активно, действенно (а не потенциально, как возможность) включен. До включения в процесс, его моменты существуют как возможность, но возможность — это еще не действительность, и это важно знать и учитывать.

«Труд вообще» как процесс. Диалектика компонентов

Что касается потребности и труда, то потребность без труда существует, труд же без потребности не имеет места быть, ибо труд существует для создания предметов, удовлетворяющих потребности. Цель, средство, предмет, способ труда не могут существовать друг без друга как таковые. Но они не только не существуют друг без друга, но и порождают друг друга. Изменение одного из компонентов приводит к соответствующему изменению других компонентов, преломленному через их специфику. Специфика носит двоякий характер: во-первых, закономерная для каждого труда самого по себе, а именно роль, место каждого из компонентов. Во-вторых, каждый из этих компонентов существует всегда в каком-либо материале. То же самое относится и к цели, поскольку она берется во взаимосвязи с другими компонентами процесса труда. Материал, в котором существуют компоненты труда, есть нечто внешнее, случайное по отношению к внутренней связи компонентов и к ним самим.

В процессе труда всего его моменты, за исключением результата, так или иначе исчезают. Напротив, все моменты существуют в их специфике в процессе труда, а результат еще нет, поскольку процесс труда не завершился.

Цель действительно существует лишь в единстве со своим результатом, в единстве со своей реализацией. Реализуясь в процессе труда, цель не исчезает, поскольку еще идет процесс реализации, и исчезает, поскольку процесс завершился. По достижению результата, цель данного процесса труда исчезает.

Средство труда существует до труда как реальная возможность, в процессе труда оно становится действительностью, потребляется. Поскольку возникает результат труда — постольку средство исчезает. Поскольку возможности этих средств труда не исчерпаны в процессе труда, постольку они сохраняются в качестве средств труда.

Применительно к предмету труда верно то же самое.

Способ труда исчезает вместе с процессом труда постольку, поскольку данный процесс труда неповторим, индивидуально своеобразен. Способ труда тоже исчезает в результате.

В результате угасают все предыдущие моменты.

Труд невозможен без потребности, но потребность есть нечто внешнее по отношению к внутренним момен­там труда. Потребность, лишь превращаясь в цель, ста­новится внутренним моментом труда. Потребность пред­шествует труду. Труд вызывается к жизни прежде всего жизненно необходимыми потребностями. Результа­ты труда должны быть прежде всего предметами, спо­собными удовлетворить именно такие потребности. Цикл, в начале которого стоят жизненно необходимые потребности человека, опосредствуется трудом и завер­шается потреблением продуктов.

Возобновление труда

Для полного возобновления цикла процесса труда в том же самом виде необходимо, чтобы удовлетворение жизненно необходимой потребности при помощи продукта труда было вместе с тем возобновлением в том же самом виде и потребности, и средства, и предмета, и способа труда. Самовозобновление жизненно необходимых потребностей, необходимость поддержания жизни индивида и рода, требует возобновления, повторения процесса труда. При переходе же к рассмотрению возобновления, повторения процесса труда он выступает как целый цикл по отношению к другому циклу (потреблению). Поэтому труд как целое при рассмотрении его возобновления, простого повторения, предстает как средство для удовлетворения жизненно необходимых потребностей, а жизненно необходимые потребности приобретают качество цели процесса труда как просто повторяющегося целого. Следовательно, при этом социальное выступает пока подчиненным моментом биологического, животного существования человека и человеческого рода.

Возобновление компонентов

Жизненно необходимая потребность самовозобновляется процессом потребления предмета, ее удовлетворяющего. Компоненты, моменты труда самим этим процессом труда не возобновляются. Эта различная роль потребности и моментов труда в труде как повторяющемся процессе вызывает и необходимость специального рассмотрения различия между внутренним и внешним в самом труде.

Средство труда как компонент, момент труда, есть внутренне присущее труду. Но средство труда потому исчезает в результате труда и не возобновляется самим этим процессом труда, что оно представляет собой трансформированное природное тело, что материалом для средства труда в конечном счете служит нечто природное, внешнее по отношению к самим внутренним связям труда, а также и к жизненно необходимым потребностям. В случае, когда средство труда используется неоднократно (как правило, в практической жизнедеятельности так и есть), оно включается каждый раз в новый процесс труда, в перерыве между процессами труда (циклами производства) оно таковым (действительным, а не возможным, средством труда) не является.

Предмет труда как момент труда также внутренне присущ труду и без труда не существует. Но предмет труда исчезает в результате труда и не возобновляется самим этим процессом труда потому, что он есть включенное в процесс труда тело природы, т. е. включенное в процесс труда нечто внешнее по отношению к этому процессу труда.

Цель труда также постольку не возобновляется самим тем процессом труда, в котором она осуществляется, поскольку она в своей определенности находится в единстве с определенными средствами и предметом труда. Она не возобновляется потому, что цель человека есть особое свойство человека, свойство, образующееся благодаря труду и отличное от тех жизненно необходимых потребностей, условием, средством удовлетворения которых оно служит.

То же верно и по отношению к способу и продукту труда.

Возобновление цели труда происходит при повторении процесса труда, так как цель есть трудовое свойство человека, его жизненно необходимых потребностей, и отдельно от процесса труда не существует. Цель как предвосхищение результата в представлении есть психическое образование, определенное функционированием организма. А потому цель, целеполагание зависят от природных задатков человека, решающим же, главным в целеполагании, в образовании и функционировании цели является труд.

Возобновление средства и предмета труда при повторении процесса труда происходит путем включения новых, до этого не включавшихся в процесс труда тел, процессов, предметов природы того же (в простейшем случае) качества и количества, что использовались в предшествующем процессе труда.

Изменение компонентов в процессе возобновления.  Роль личного и вещного факторов

При рассмотрении процесса труда в его повторении, возобновлении в том же самом виде, выступает необходимость в специальном различении личного и вещного факторов в труде: человека с его трудовыми качествами, с одной стороны, и средств и предметов труда, с другой стороны.

Простое дальнейшее повторение этого одного и того же процесса труда, дающего один и тот же вид продукта в одном и том же количестве, ведет к совершенствованию этого процесса труда. Ведь необходимость в постоянном повторении одного и того же процесса труда ведет к стремлению найти возможно более однородный природный материал для средств и предметов труда. Поскольку средства труда служат для обработки не одного, а многих предметов труда, постольку их форма, материал более устойчивы, чем форма, материал предметов труда. Поэтому однородность материала предметов труда — при отмеченном условии — имеет меньшее значение, чем однородность материала и устойчивость форм средств труда. Следовательно, при наличии данного рода природного материала для предметов труда при повторении одного и того же процесса труда, во-первых, происходит выделение устойчивых свойств природного материала данного рода для средств труда и устойчивых свойств материалов данного рода для предметов труда; во-вторых, прежде всего средства труда из данного рода природного материала приобретают устойчивую, универсальную форму, все более превращаясь в искусственно созданные средства труда. Устойчивое в этой изменчивости закрепляется для последующих процессов труда прежде всего в средстве труда, сначала в изменении его функции, а затем и в изменении формы.

Итак, сначала средство труда дано так или иначе в готовом виде. Оно применяется к определенному роду предметов. Материал предметов изменяется в пределах данного рода. В связи с этим изменяются соответственно и функции данного средства труда. Накапливаются знания, сведения о свойствах этого рода предметов труда, о колебаниях и том устойчивом, что сохраняется при наличии колебаний этих свойств, а также умения, навыки действования данным средством труда при изменяющихся свойствах данного рода предметов труда, сведения о свойствах данного средства труда. Все эти умения, навыки, сведения приобретаются в процессе применения данного средства труда к предметам данного рода с вариативным природным материалом. Соответственно изменяется средство труда [5], все более универсализируясь для обработки предметов данного рода в данный продукт.

Приобретение средством труда универсальной формы для обработки данного рода предметов труда, а значит, изменение не только по функции, но и по форме взятого в готовом виде средства труда, изменение формы, которое делает данное средство труда универсальным для обработки данного рода предметов в данный продукт, есть зрелость данного процесса труда.

Полностью созревание данного процесса труда завершается:

во-первых, тогда, когда применение средства труда, универсального для данного повторяющегося процесса труда, приводит к окончательному закреплению умений, навыков использования универсального средства труда для создания строго устойчивого, повторяющегося продукта труда из изменчивых предметов труда данного рода, когда знания об универсальном, общем для данного процесса труда фиксируются в устойчивой форме;

во-вторых, тогда, когда предмет труда данного рода предварительно обрабатывается для придания ему однородности, устойчивости, меньшей изменчивости в качестве предмета труда.

Таким образом, повторение, возобновление, одного и того же процесса труда ведет к его созреванию, вызываемому самим его возобновлением. Его возобновление вызывается необходимостью удовлетворять самовозобновляющиеся жизненно необходимые потребности.Из написанного выше становится ясно почему именно средства труда (производства) являются отличительной чертой различных этапов развития человеческого общества.

Расчленение процесса труда (разделение) при созревании

Для потребления готовых природных предметов потребления их нужно добыть (найти, собрать, достать.) Для создания предметов потребления с помощью готовых природных средств труда, также надо добыть и средства труда, и предметы труда, причём подобная добыча сохраняется и в зрелом процессе труда. В зрелом процессе труда помимо этого выделяются обработка, создание средств труда и предметов труда, создание предметов потребления при помощи созданных средств труда. В более зрелом труде предмет труда обрабатывается для придания ему однородности, вообще нужных свойств. А предел возобновления жизни индивида, влияющий на повторение возобновления процесса труда, приводит к необходимости передачи сведений, умений, навыков новым индивидам в процессе труда.

Различие процессов труда также зависит:
— от расчленённости жизненно необходимых потребностей, определяемых строением тела (производства пищи, строительство крова и т.п.)
-от рода природного материала предметов и средств труда (животная и растительная пища; камень, дерево, шкура при строительстве крова, например, и т.п.)

Эти зависимости есть различие процессов труда, вызванное воздействием внешнего на внутреннее, на процесс труда.

Процесс труда, взятый в его возобновлении, повторении, предстаёт как обособляющийся на различные процессы труда вследствие следующих причин:

— различие разных родов природного материала и средств труда. Подробная характеристика  целесообразна при историческом рассмотрении, так как  это различие есть нечто случайное по отношению к самому по себе процессу труда вообще;

расчленённость жизненно необходимых потребностей, обусловленная строением организма. Относится к созданию разного рода предметов потребления.
Обусловленные этой расчленённостью различия процессов труда есть (как и предыдущее) внешнее по отношению к самому по себе процессу труда;

внутренние связи. Расчленение процесса труда обуславливается самим возобновлением, повторением процесса труда. Пока имеет место возобновление труда, будут существовать и различия, вызываемые самим его возобновлением. Например, современная промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую, производство средств производства и предметов потребления, подготовка кадров.

Для создания продуктов определённого рода из соответствующего рода предметов труда нужна универсализация средств труда, которая отделяет эти средства труда от других, служащих для создания других родов продуктов. Чем больше выделяется общее одного рода, тем больше это род отличается от других. Общее существует через различие, а различие возможно лишь при наличии общего. Возобновление, повторение процесса труда с необходимостью приводит к единству, «прилаженности» друг к другу различных моментов труда. В цели всё более предвосхищаются результат и средства, предмет и способ труда. Средство труда совершенствуется, приспосабливается  к процессу труда, то же верно и для остальных моментов труда.

Одновременно с установлением всё большего единства моментов процесса труда происходит и всё большее вычленение, отделение их друг от друга. Вообще установление связи осуществляется через свою противоположность, через вычленение взаимосвязанных моментов. Так, при более точном в цели предвосхищении результата, средств, предмета, способа труда – больше отчленяются результат от средств, предмета, способа труда. Больше вычленяется то, что предвосхищается, от самого предвосхищения (представления компонентов труда, необходимых для изготовления требуемых предметов потребления) и т.д.[6] То же верно для других моментов труда. Чем совершеннее процесс труда, тем труднее овладеть каждым компонентом в отдельности, тем более сложно и важно уловить их взаимосвязь. Вычленение моментов процесса труда, совершающееся вместе с углублением их единства есть собственно внутренняя дифференциация процесса труда.

Каковы же причины повторения процесса труда и что им создаётся?

Биологические, телесные потребности, самовозобновляются в процессе потребления продуктов труда и требуют возобновления этих продуктов, а значит и возобновления труда. Значит, необходимость поддержания жизни вынуждает возобновлять процесс труда.

В этом случае труд служит средством для поддержания физического существования, для удовлетворения телесных потребностей.

Рассмотрим труд в процессе его повторения, то есть при простом возобновлении.

Если телесная потребность удовлетворяется при помощи продукта труда, то произведённые предметы отличны от предметов потребления, данных природой в готовом виде, по крайней мере, количественно.[7] Удовлетворение телесной потребности при помощи продукта труда, производства происходит посредством наличия цели, других трудовых качеств человека, наличием средства и предмета труда.

При возобновлении, повторении процесса труда происходит потребление средств и предметов труда а также трудовых сил человека. При всё новом и новом  повторении, т.е. при непрерывном, постоянном, совершающемся устойчиво повторении данного процесса труда, расходуется, исчезает данный предмет труда. Он должен поступать извне процесса труда. А в процессе он превращается в продукт труда (необходимость процесса) и в отходы труда (происходит не всегда) Извне данного процесса должны поступать и средства труда. В простейшем случае средства и предметы труда имеются вне процесса в природе в готовом виде. При длительном и многократном повторении процесса труда расходуется и сила труда человека, что требует введения в процесс нового человека. Дальнейшее повторение данного процесса является необходимым условием продолжения рода и человека, но  ограничивается продолжительностью жизни и расходованием сил отдельного человека, поэтому требует их продолжения, возобновления.

В повторении процесса труда выделяются общие устойчивые свойства, качества средств и предметов труда, а также трудовых качеств человека. Происходит изменение, универсализация средства труда. Функционально, по форме, строение средства труда приспособляется к совершению данного процесса труда. Также растёт необходимость в  придании предмету труда устойчивости однородности, одинаковости для вступления в процесс труда. (Например, выплавка железа определённого качества, выработка древесины определённых пород и свойств). Соответственно и человек в совершающемся процессе труда, должен выработать трудовые качества для данного процесса труда – устойчивые, универсализированные, обобщённые.

Устойчивое повторение процесса труда по созданию предметов потребления, удовлетворяющих биологическую потребность, приводит к образованию процессов труда, в которых создаются средства труда, предметы труда и люди труда. Само это повторение усложняет и расчленяет труд на труд по созданию предметов потребления и труд по созданию средств и предметов, а также на труд по подготовке человека труда.

Усложнение и рост труда в итоге ограничиваются силами отдельного человека, что приводит к разделению труда.

Возобновление повторение данного процесса труда вызвано:
— необходимостью поддержания жизни данного индивида;
— продолжением жизни рода.

Увеличение нового поколения индивидов по сравнению со старым увеличивает необходимость количества одновременно совершающихся процессов данного труда. Пределы повторения процесса труда имеют две стороны:

— человек (продолжительность трудовой части жизни индивида и числе индивидов). Но это не ведет к иному процессу труда, так как преодолевается вовлечением новых индивидов;

— природа (материал для средств и предметов труда при повторении процесса труда исчерпывается). Тем самым возникает необходимость в переходе к иному процессу труда.

Итак, простое повторение данного процесса труда, производства предметов потребления приводит к расчленению процесса труда, к образованию различных видов труда и, в итоге, к переходу в иной процесс труда.

Различие биологических потребностей зависит от строения тела человека и от данных природой различий предметов потребления. Качественное различие самих биологических потребностей ведёт к невозможности удовлетворять их одними и теми же предметами потребления. Например, потребность в комфортной температуре тела не достигается употреблением пищи. Для удовлетворения различных потребностей требуются различные предметы их удовлетворения — для тепла — одежда, жильё, а для утоления голода — продукты питания.

И разнообразие процессов труда также зависит от разнообразия качественно различных биологических потребностей.

В то же время, одну биологическую потребность можно удовлетворять различными предметами потребления. Это определяется разнообразием природных материалов, из которых состоят предметы и средства труда. Например, производство предметов потребления животного происхождения может быть разделено на производство мяса, шкур, молока и т.д. Или производство средств труда из камня, металлов и проч.

Удовлетворение одной биологической потребности различными предметами потребления не вытекает ни из потребности самой по себе, ни из компонентов труда и их внутренней связи, а  определяется разнообразием внешних по отношению к человеку природных условий. Поэтому различие процессов труда зависящее от природного разнообразия вызывается внешними, случайными по отношению к труду причинами.

Разнообразие видов труда, зависящее от разнообразия биологических потребностей, есть уже не чисто внешнее по отношению к труду, а зависит от разнообразия того, для чего труд служит средством. То есть, цель как внутренний компонент труда, определяется потребностью, а следовательно, становится и внутренним фактором, определяющим разнообразие видов труда.

Рассмотрев простейшее отношение общества через процесс труда, мы видим, что разнообразие биологических потребностей преломляется в разнообразии различных процессов труда (хотя это разнообразие зависит не только от разнообразия биологических потребностей), что усложнение и рост процессов труда, столкнувшись с пределами возможностей индивидов как живых существ, приводит к разделению труда по индивидуальным качествам, которыми различаются мужчины, женщины, старики, дети. Повторяющийся процесс труда ограничивается продолжительностью трудовой жизни отдельного индивида, и тогда для продолжения жизни рода, необходимо включение в процесс труда новых индивидов. В сформировавшемся процессе труда необходимо наличие универсализированных, обобщённых, устойчивых трудовых качеств. Следовательно, необходима особая подготовка новых индивидов к труду, передача им, воспитание у них трудовых качеств, требующихся для совершения данных процессов труда.

Таким образом, разнообразие процессов труда зависит:
— от разнообразия природных условий, разнообразия природного материала предметов и средств труда;
— от строения биологических потребностей, от индивидуальных качеств людей, от их различий по полу и возрасту;
—  от различий,  вытекающих из внутренней природы, специфики, компонентов труда  их внутренней взаимосвязи, т.е. из совершения самого процесса труда.

Повторяющийся процесс труда по созданию предметов потребления вызывает к жизни многообразие различных видов труда. Он создаёт:
— труд по созданию средств труда;
— труд по созданию предметов труда;
— труд по созданию человека труда.

Это многообразие порождается внутренними связями самого процесса труда, вследствие того что и человек, и средство, и предмет труда изменяются самим процессом труда. Средство и предмет труда не просто даны природой в готовом виде, а изменены процессом труда, человек приобретает трудовые качества, закрепляемые и в функциях, и даже в строении его биологических органов.

Следовательно, процесс труда преобразует на свой лад все компоненты труда, а значит создаёт адекватную себе основу, т.е. сформировывается, созревает.Отмеченное многообразие видов труда (процессы труда по созданию предметов потребления, средств и предметов труда, человека труда) есть многообразие зрелого труда. В незрелом, возникающем труде нет этого многообразия, а есть создание предметов потребления при природных средствах и предметах труда и человеке как таковом, который может участвовать в труде без особой подготовки.

Созревание процесса труда как формирование внутреннего источника, возникновение потребности в труде

Созревание процесса труда есть преобразование соответственно процессу труда всех его компонентов, в том числе и человека. В зрелом процессе труда труд «отпечатывается» в человеке не только функционально, но и морфологически, и в этом отношении образуется, так сказать, телесная трудовая потребность, т. е. потребность в труде здорового человеческого организма.

Пока труд не созрел, он служит главным образом средством для удовлетворения внешних по отношению к нему телесных потребностей. Источник возобновления, повторения труда лежит вне самого труда, это внешний по отношению к самому труду источник движения труда. Это источник не только повторения, но и расширения, развития труда, производства. Качественное изменение труда вызывается этим источником негативно, а не позитивно (например, в случае недостатка природных материалов для данного рода предметов труда появляется необходимость качественного изменения труда).

Центр тяжести при таком источнике движения труда лежит в количественном изменении труда, а качественное изменение занимает подчиненное положение.

Когда же труд созревает и, следовательно, человек труда изменяется не только функционально, но и морфологически, соответственно процессу труда, тогда, образуется потребность нормального, здорового человеческого организма в совершении самого процесса труда.

Потребность в труде, поскольку благодаря ей реализуются возможности, обусловленные специфическим строением организма человека, имеет «телесную, природную сторону», это потребность в специфически человеческом функционировании организма человека, или, иначе говоря, потребность в реализации специфически человеческих природных задатков.

Все рассматривавшиеся выше жизненно необходимые потребности внешни труду. При этом существенно лишь удовлетворение таких потребностей, и оно может быть достигнуто и трудом и добычей предметов потребления, данных в готовом виде природой. Напротив, реализация специфически человеческих природных задатков может быть осуществлена лишь в труде и никак иначе.

Однако речь ведется не о чисто природ­ной потребности, а о потребности, образующей внут­ренний момент социального, момент, не существующий вне внутреннего единства с социальным, однако и не сводимый полностью к социальному.     Известно, что человеческий индивид, попавший в животную среду в раннем возрасте, остается на уровне животного развития, у него не реализуются возможности, вытекающие из специфики строения человеческого организма. Специфически человеческие потребности, в том числе и потребность в труде, при этом не сформировываются. Следовательно, потребность в труде не есть сугубо биологическая потребность. Вместе с тем, самые высокоразвитые животные при совершеннейшем обучении и воспитании не могут сравниться с людьми по своему развитию. Это свидетельствует о том, что способность человека к труду и его потребность в труде имеют также биологическую природную основу

Если в процессе труда уродуются, разрушаются природные задатки человека, то такой труд не может быть потребностью.  Труд является потребностью, если он реализует, совершенствует, развивает природные задатки человека. Итак, если труд реализует, совершенствует, развивает специфически человеческие природные задатки, если труд совершается ради реализации, совершенствования этих задатков, то такой труд есть вместе с тем труд ради труда, труд как самоцель. Человек не чужд такому труду, а внутренне един с ним. Труд, который есть потребность, не служит просто средством для человека, а представляет собой его собственную жизнедеятельность особого рода.

Но труд как самоцель есть нечто совершающееся объективно, само по себе, а значит, нечто независимое от человека, от его природных задатков. Совершенствование, развитие природных задатков человека не имело бы места, если бы труд не был чем-то не только соответствующим природным задаткам человека, но также и чем-то таким, для совершения чего необходимо изменение этих задатков, т. е. также чем-то в определенной мере независимым от природных задатков человека.

Доминирование труда как средства характерно для возникающего и формирующегося труда, труд как потребность при этом необходимо существует, но в качестве подчиненного момента. В исторически сформировавшемся труде доминирует труд как потребность, труд как средство остается, но низводится на роль подчиненного момента, необходимого условия. Потребность в труде — это потребность в возобновлении труда.

Количественное изменение (количественная сторона труда, количество предметов потребления) остается необходимым условием, но перестает быть главным в труде. Сначала на первый план выходит качество предметов потребления, а затем (или одновременно?) качество самого труда. Труд как средство поддержания биологического существования и труд как потребность и едины, и противоречат друг другу. Противоречие между ними имеет место и тогда, когда доминирует труд ради поддержания биологического существования, и тогда, когда доминирует труд ради потребности в труде, хотя в том и другом случаях имеются качественно различные стадии противоречия.

Потребность в труде имеет своим предметом потребления труд. Потребление как реализация потребности в труде есть главным образом сам процесс труда, а не его результат.  При постоянном использовании трудовые качества человека совершенствуются, развиваются. Труд ради потребности в труде есть тем самым труд ради использования, совершенствования развития трудовых качеств человека.

Потребность в труде, во-первых, зависит от организма человека, а во-вторых, от самого процесса труда. Что касается первого, то труд должен соответствовать возможностям организма, т. е. не быть чрезмерно утомительным и быть разнообразным. Развитие потребности в труде со стороны возможностей организма имеет свои биологические, телесные пределы.

Что же касается второго, то развитие потребности в труде происходит путем развития, совершенствования процесса труда; сам процесс труда не ставит пределов своему развитию. Развитие процесса труда может происходить путем совершенствования существующего процесса труда и путем перехода к иному (при прогрессивном изменении к более развитому) процессу груда.

Совершенствование уже существующего процесса труда и переход к иному, новому процессу труда с точки зрения роли человека есть творчество, такой труд есть творческий труд. Совершенство есть красота. Творчество по своей сути — совершенствование. Всякий творческий труд есть труд по законам красоты. Главными, наиболее характерными чертами труда, совершающегося ради потребности в труде, есть творчество по законам красоты. Мера труда, его разнообразие есть необходимые, но не главные черты труда ради потребности в труде.Итак, поскольку труд есть средство для удовлетворения биологических потребностей, постольку эти потребности берутся как данные, процесс труда выступает преимущественно как повторяющийся, а изменение процесса труда — по преимуществу как количественное изменение; поскольку же труд совершается ради потребности в труде, постольку потребность оказывается потребностью, созданной самим трудом, процесс труда выступает преимущественно как изменяющийся, а изменение процесса труда — по преимуществу как качественное изменение.

Пределы изменения процесса труда

Говоря о развитии и созревании процесса труда, мы подходим к необходимости рассмотрения пределов его изменения.

Есть ли предел качественному изменению процесса труда?

Так как труд — это целесообразное взаимодействие человека с природой, то пределы ставятся продолжительностью жизни того, кто трудится — индивида или рода, во-первых, а во-вторых, ограниченностью природных материалов. Как мы уже говорили раньше, и тот, и другой пределы  не абсолютны, они могут преодолеваться. Так как ни человек (как биологический вид), ни природа сами по себе не воспроизводятся непосредственно процессом труда, то и данные пределы являются внешними пределами.

А есть ли внутренние пределы развитию процесса труда, те, которые ставятся самим процессом?

Мы знаем, что в зрелом процессе труда все компоненты труда созданы самим трудом, а не даны природой в готовом виде. В зрелом труде и человек труда (не просто биологический индивид, а именно человек труда с его навыками, умениями и т.п.), и средство труда, и предмет труда есть сами результат, продукт труда.

Следовательно, и человек труда, и средство труда, и предмет труда по мере развития труда приобретают все большую зависимость от прошлого труда, от накопленного труда и относительную независимость от совершающегося труда. Пока компоненты труда даны природой в готовом виде, совершающийся труд зависит от природы. Когда компоненты труда сами в основном становятся продуктами труда, тогда совершающийся труд, в основном зависит от уже от прошлого труда. И каждое новое поколение должно считаться с этим накопленным до него трудом, с имевшимся до него производством, как с чем-то независящим от его воли и желаний, с чем-то таким, что оно должно принять как данность ради удовлетворения телесных потребностей и продолжения рода.

В зрелом процессе труда эта зависимость от прошлого труда устойчива, зафиксирована в компонентах совершающегося процесса и этой устойчивостью обусловлена невозможность новых поколений совершать его произвольно. То есть, налицо определенная независимость совершающегося труда от воли и желаний людей, вовлеченных в этот процесс. Таким образом, с созреванием труда созревает и объективная закономерность развития труда, отличная от природных объективных закономерностей (хотя и единая с природными закономерностями, включающая их в качестве своего момента и в качестве своего условия). А объективная закономерность это то, с чем нельзя не считаться (как законы физики, химии и т.п.). Таким образом, процесс труда предстает перед нами как нечто, обладающее своими внутренними законами, правилами и условиями совершения, которые нельзя просто отбросить по причине того, что они нам не нравятся — эти законы необходимо изучать и уметь использовать на благо человека.

Зрелость процесса труда означает установление, созревание внутренней связи компонентов труда: в незрелом процессе труда объединяются компоненты, данные природой в готовом виде, в зрелом же процессе труда объединяются компоненты, созданные самим (прошлым) трудом. Одновременно зрелость труда устанавливает созданную самим трудом относительную самостоятельность, обособленность компонентов труда в рамках их внутренней связи: то есть, процессы подготовки человека труда, создания средств и предметов труда по мере развития труда становятся все более сложными и зависящими каждый от своей относительно самостоятельной истории.

Такое обособление в рамках внутренней связи и способствует развитию труда, и препятствует его развитию. Но все же труд в общем и целом имеет возможность прогрессивно развиваться до тех пор, пока самостоятельность компонентов труда остается относительной  и  подчиненной их внутренней связи (то есть, внутренние связи сильнее обособления).

Таким образом, становится понятно, что труд поставит внутренний предел своему развитию, если внутренняя связь компонентов труда вследствие роста обособленности его компонентов будет разорвана. Нельзя закрывать глаза на то, что тенденции, ведущие к этому, имеются. И необходимы специальные усилия человечества, направленные на их нейтрализацию.

По мере развития труда все более растут могучие преобразующие силы человечества. Но вместе с тем растет и независимость производства от человечества: зависимость производства от человечества становится все более опосредствованной, расчлененной, сложной, человек все более вытесняется из непосредственного процесса производства. Следовательно, развитие труда имеет и тенденцию саморазрушения труда его собственным развитием[8].

Процесс труда, если он просто повторяется, остается главным образом тем же самым, неизменным, или изменяется количественно. Вместе с тем, простое повторение труда заключает в себе, хотя и подчиненные, моменты качественного изменения. Единство количественного и качественного изменения исходного качества есть мера изменения. В мере изменения господствующую роль играет качественное изменение (в единстве с количественным).

Качественное изменение уже возникшего процесса труда мы уже отмечали. Кратко говоря, оно состоит в том, что в возникшем процессе труда средства труда преобразуются из просто данных извне в созданные самим трудом, то же самое происходит и со всеми остальными компонентами труда. Превращение компонентов труда из преимущественно данных труду извне (природой) в преимущественно созданные самим процессом труда представляет собой одновременно и формирование внутреннего источника самодвижения труда как главного (по сравнению с внешним источником движения труда) источника развития труда. Преобразование, превращение компонентов труда из извне данных условий труда в его следствия, как мы видели, оказывается и процессом внутреннего расчленения процесса труда на различные и в то же время внутренне единые процессы (процесс добычи материала для средств и предметов труда, создание средств труда, создание предметов труда, создание предметов, способных удовлетворить телесные потребности, подготовка новых поколений к труду).

Логическое рассмотрение расчлененности процесса труда

После рассмотрения процесса труда становится необходимым фиксировать то обстоятельство, что под воздействием труда биологические потребности (при предположении неизменности биологии человека) не изменяются, поскольку они зависят от биологии человека, а поскольку они зависят от труда — изменяются с возникновением и дальнейшим развитием труда. С точки зрения биологии человека существенно, чтобы предметы потребления и само потребление поддерживали биологическое существование — в идеальном случае оптимально. С точки зрения воздействия труда на телесные потребности, последние могут удовлетворяться бесконечно разнообразными предметами потребления, создаваемыми трудом, изменение биологических потребностей и потребления может как прогрессировать, так и регрессировать соответственно прогрессу и регрессу труда[9], границы потребления как процесса удовлетворения биологических потребностей устанавливаются развитием труда, общества, а не биологией человека.

При этом биологический аспект такого потребления (потребления для поддержания биологического существования — в идеальном случае в пределах оптимума) и трудовой, социальный, его аспекты есть хотя и связанные, но все же разные аспекты и могут как гармонировать, так и выступать в качестве противоположностей и даже противоречить друг другу. Например, в том или ином обществе социальный престиж может быть, в частности, прямо пропорционален объему талии (“толстый=богатый”). Естественно, люди, принадлежащие к крайним слоям, группам и т. п., могут выходить за пределы физиологической нормы. Изучение внутренней расчлененности процесса труда ведет нас по пути дальнейшего углубления логического рассмотрения.

Объединяющее разделение между людьми в процессе труда как в отношении к природе

Внутренняя расчленённость процесса труда на различные внешне самостоятельные, но внутренне единые моменты по мере их роста и усложнения наталкивается на ограниченные возможности индивидов. Это приводит к разделению труда между разными людьми или группами людей. Именно с рассмотрением разделения труда осуществляется переход к рассмотрению существенной связи людей друг с другом как людей. Взаимоотношения людей в процессе разделённого труда имеют две стороны: во-первых, это разделение и взаимосвязь, обусловленные преобразованием природы, во-вторых, это разделение труда или связь людей в процессе разделённого труда как средства удовлетворения потребности (биологической или труда как потребности).

Разделение труда есть разделение труда людей между людьми. Люди разделяются по видам труда. Разделение труда включает в себя также разделение средств, предметов и продуктов  труда.

Говоря о первой стороне разделения труда, мы выделяем отношение людей к преобразуемой природе, а отношения людей друг к другу рассматриваем с точки зрения их непосредственной определяемости отношением к преобразуемой природе. Взаимосвязи людей в той мере, в какой они непосредственно диктуются предметами и средствами труда, представляют собой технологические отношения людей в труде. Это технологический аспект разделения труда.

Взаимосвязи людей, непосредственно определённые  качествами трудящихся людей, — организационные отношения людей в труде. Такое разделение труда имеет организационный аспект.

Возвращаясь к простейшему отношению, нужно обозначить, что на отношения людей в труде влияют индивидуальные потребности, индивидуальное потребление, необходимость производить предметы индивидуального потребления либо отношения людей друг к другу по продолжению рода.

Отношения людей в труде необходимы тогда, когда труд не может быть осуществлён одним человеком. Компоненты труда сами по себе также не вызывают необходимость объединения людей, поскольку могут быть компонентами индивидуального труда. Либо это объединение может порождаться не трудом самим по себе, а природным материалом компонентов труда, т.е. чем-то внешним по отношению к внутренним связям компонентов в процессе труда.

В простых формах труда, когда и средство труда, и предметы труда даны природой в готовом виде, наиболее сильна зависимость от природного материала и самого процесса труда, и его компонентов. Так, например, если средство труда, данное природой в готовом виде, по своему природному материалу требует для приведения в движение усилий более чем одного ин­дивида, то индивиды совместно, объединяясь, приводят в движение это средство труда. Количество индивидов, требующихся для этого, обусловливается прежде всего природной данностью, природным материалом средства труда (при средних природных данных индивидов). Например, удары, производимые по свае с целью ее забивания в дно озера, могут потребовать для приве­дения в движение ударного средства усилий несколь­ких человек. Или если предмет труда, данный природой в готовом виде, по своему природному материалу требует для своей обработки при помощи данных природой в гото­вом виде средств труда одновременных усилий несколь­ких индивидов, то индивиды совместно, одновременно используют одно или несколько средств труда для об­работки одного предмета труда. Таким предметом тру­да может быть, например, совместное сооружение пло­тины посредством ручного труда.

Природные возможности человека, будучи ограниченными и конечными, также в наибольшей степени влияют на особенности процесса труда в его неразвитых формах. Хотя сами по себе природные качества индивидов не вызывают их объединения в труде, в производстве. Разделение людей на группы в таком труде обусловливается главным образом их природными различиями (например, по физической силе, по полу, по возрасту). Здесь преобладает объединение однородных усилий людей, т.е. простая кооперация. Это неразвитая форма простой кооперации в труде, производстве, ибо она обусловлена главным образом природным материалом компонентов труда.

В развитой форме труда, когда и человек, и средство, и предмет труда преобразованы самим процессом труда, то есть являются продуктами прошлого труда, зависимость объединения людей от природного материала не является господствующей.

Рассмотренное объединение людей  — это внешняя по отношению к самому процессу труда необходимость объединения людей в труде, производстве.

Вообще, пока труд возникает, формируется, воздействие природы на образующегося человека более значительно, чем человека на природу. При регрессивном (потенциально возможном) развитии человечества воздействие природы на человека также станет более значительным.

Возобновление труда как внутренняя необходимость объединения людей. Качество и количество как цель труда, их влияние на разделение труда

Внутренняя необходимость объединения людей в процессе труда, обусловленная самим трудом, начинает обнаруживаться при рассмотрении процесса труда в его повторении, возобновлении. Само повторение процесса труда, как мы видели, приводит к обособлению от труда по созиданию предметов индивидуального по­требления труда по подготовке человека труда, труда по созданию средств труда, а также труда по созданию предметов труда. За исключением подготовки человека труда все остальные перечисленные виды труда сами по себе, как таковые, по своей сути не требуют объе­динения людей. Напротив, подготовка человека труда невозможна без объединения, по крайней мере, двух людей: обучающего и обучаемого.

При повторении данного процесса труда оно (пов­торение) наталкивается на предел продолжительности трудовой жизни индивида и на необходимость для про­должения рода включения в этот процесс труда нового индивида. Следовательно, само простое повторение дан­ного процесса труда приводит к необходимости объе­динения людей в труде, объединения для передачи тру­довых качеств одного индивида другому индивиду, для трудового обучения и воспитания. В наиболее простом виде — это передача трудовых качеств родителей де­тям. Это есть простая внутренняя связь людей в труде. Она представляет собой одновременно и внутреннее единство, и внутреннее различие людей в труде: внут­ренне связаны различные — обучающий и обучающий­ся.

Созидание предметов потребления, людей в качест­ве трудящихся, средств труда и предметов труда рас­пределяется между разными людьми постольку, по­скольку эти виды труда так сложны, развиты, что их осуществление превышает возможности отдельного индивида. Разделение труда может осуществляться также ради улучшения качества и увеличения количества про­цесса труда и его продуктов.

Все перечисленные виды труда едины друг с другом. Распределение внутренне единых разных видов труда между разными людьми означает также единство этих людей в труде. Единство обучаемого и обучающего — единство внутри процесса созидания человека труда, трудящегося. Между этими видами труда и внутри тру­да при подготовке человека труда имеется не только внутреннее единство, но и определенное количественное соотношение.

Для изготовления определенного количества и качества предметов потребления, а также средств и предметов труда в данных условиях необходимо определенное соотношение необходимого количества средств труда, предметов труда и трудящихся. Соответственно, это должно учитываться при подготовке людей труда, т. е. должно учитываться, что необходимо определенное количество обучаемых изготовлению определенных средств и предметов труда, предметов потребления, а также будущих индивидов, способных обучать других индивидов. Следует отметить, что при обучении, направленном главным образом на труд ради обеспечения предметами потребления, обучение осуществляется по минимуму, который необходим для труда, а при обучении, направленном главным образом на труд ради удовлетворения в труде, по максимальным меркам. Так происходит потому, что труд ради потребления — просто повторяющийся (условно повторяющийся), а труд ради труда — творческий, требующий существенного уровня развития трудящихся.

Разделение труда может происходить для созида­ния наибольшего количества продуктов труда [10]. Разде­ление труда может происходить для созидания лучшего качества продуктов труда [11]. В том и другом случаях речь идет главным образом о труде ради созидания продуктов. Труд служит тут преимущественно средст­вом для удовлетворения телесных потребностей, это состояние доминирует в условиях, когда обмен веществ между человеком и природой не развит настолько, что­бы он мог дать изобилие предметов потребления для удовлетворения телесных потребностей. Труд, направ­ленный на увеличение количества, и труд, направленный на улучшение качества, здесь не могут, в общем и це­лом, не противоречить друг другу.

При совершении труда,  направленного главным образом на количество предметов потребления, с ростом скорости со временем осуществляется переход определенной меры и качество продукта ухудшается. А при труде, направленном главным образом на качество, при переходе определенной меры снижается количество продукции. Соответственно, имеется некоторая мера, когда увеличение сози­дания количества продуктов не ухудшает качество и когда улучшение качества продуктов не ведет к умень­шению их количества. При невозможности создать изо­билие предметов потребления эта мера не может, как правило, соблюдаться: увеличение количества продук­тов происходит при ухудшении их качества, а улучше­ние качества продуктов — при уменьшении их количества. Также следует отметить, что при прочих равных условиях в одном и том же виде труда для получения одного и того же количества продуктов при труде “ради качества” продукции за единицу времени производится меньше, чем при труде “ради количества”.

При труде ради удовлетворения потребности в тру­де главным становятся не количество и даже не каче­ство продуктов труда (то и другое необходимо, но не­достаточно при таком производстве), а качество про­цесса труда и соблюдение такой его меры, которая не превышала бы возможностей здорового организма. При этом — при прочих равных условиях — число людей, занятых разными видами труда, возрастает по срав­нению даже с трудом ради качества продуктов труда, ибо, хотя качество продукта требует и качественного процесса труда, одно и то же качество продукта может быть получено за счет разных по качеству процессов труда (например, за счет перенапряжения сил трудя­щегося). Особенно возрастает число обучающих по сравнению с числом обучаемых, качество и продолжи­тельность процесса обучения, ибо происходит обучение трудовым качествам по максимальным меркам.Далее следует отметить, что это разделение людей труда есть их разъеди­нение по различным видам труда, но разъединение при внутреннем единстве этих видов труда, при их объеди­нении (это же в полной мере относится и к разделению труда, зависящему от материалов средств и предметов труда).

Разделение труда на труд по постановке цели и труд по её реализации

Внутренняя необходимость объединения людей в труде вызывается внутренней расчлененностью и внут­ренним единством расчлененного труда. Различные индивиды занимаются различным, но внутренне единым трудом. Это происходит при распределении различных трудовых операций, действий, видов единого процесса-труда между различными людьми. Внутренняя необхо­димость объединения людей в труде осуществляется через разделение единого труда между различными людьми. К внутренней расчлененности процесса труда относится его расчленение на труд по добыче предме­тов труда, по созданию средств труда, предметов тру­да, человека труда. Следовательно, тут каждый компо­нент процесса труда вообще создается особым видом труда.

Это разделение труда, которое проникло в самый процесс труда, есть внутреннее разделение труда. Более широким внутренним разделением труда служит такое разделение труда, при котором особыми, разделенными процессами труда становятся постановка цели и ее реализация, — более широким уже потому, что отде­ление цели от реализации ее представляет собой отде­ление одного момента процесса труда от всех остальных. Человек в процессе труда вообще ставит цель, в соот­ветствии с целью приводит в движение средство труда и воздействует на предмет труда. Постановка цели и ее реализация — внутренне единые и противоположные, противоречащие друг другу стороны процесса труда. Распадение этих сторон на различные процессы труда есть приобретение внутренне едиными сторонами отно­сительно обособленного внешнего существования. Это есть, по сути дела, разделение умственного и физиче­ского труда [12]. Если предположить, что разделение труда (в том смысле, в котором оно пока здесь рассматри­вается) исчезнет в определенной мере, то тем самым исчезнет и внутренняя трудовая необходимость объе­динения людей.

Поскольку разделение труда определяется природ­ными возможностями и трудовыми качествами челове­ка, данными средствами труда и предметами труда, способом труда, целью процесса труда, требуемым про­дуктом, постольку разделение труда есть непосредст­венно момент самого процесса труда (предполагается расчлененный, разделенный процесс труда).

Но процесс труда может быть задуман и осущест­влен по-разному. Даже если даны цель, средства труда, предмет труда, то и тогда сама реализация цели может происходить более или менее быстро, более или менее качественно. И это определяется уже не компонентами труда самими по себе и не их внутренней связью как компонентов труда, а способом труда Тем более различной может быть реализация, если цель не дана, а должна быть постав­лена, если именно такие-то средства труда не даны, а должны быть или выбраны из имеющихся средств тру­да, или заново созданы, если предмет труда не дан, а должен быть или выбран из имеющихся предметов тру­да, или заново создан.

Следовательно, разделение труда не связано непо­средственно и жестко только с природными возможно­стями и трудовыми качествами человека, со средством труда и предметом труда.

Разделение труда как отношение людей друг к другу

Разделение труда есть не только разделенность раз­личных людей (или групп людей) по различным тру­довым актам, но и единство, взаимосвязь разделенных людей. Разделение труда, будучи вызвано, в частности, невозможностью выполнения всего труда одним чело­веком, относительно самостоятельно по отношению к отдельным людям, участвующим в труде. При наличии определенного количества людей труд может быть раз­делен между ними по-разному, в соответствии или не­соответствии, в большем или меньшем соответствии с их природными и трудовыми качествами. При наличии определенных средств труда и при определенном их количестве, требующемся для использования труда, он может быть разделен по-разному (одно средство труда может приводиться в движение, скажем, одним человеком, а другое такое же средство труда может при­водиться в движение двумя людьми, т. е. труд послед­них может быть облегчен; одно средство труда может использоваться, например, в течение суток, а другое такое же средство труда — в течение семи часов и т. д.). Разделение труда и связь людей в разделенном труде могут в различной степени использовать имеющиеся природные возможности и трудовые качества людей, имеющихся налицо, имеющиеся средства и предметы труда, т. е. разделение труда и связь людей в разде­ленном труде неоднозначно детерминированы (предопределены) природ­ными возможностями и трудовыми качествами людей, имеющихся налицо, имеющимися средствами и предме­тами труда. Поскольку разделение труда и связь лю­дей в разделенном труде определяются именно этими обстоятельствами, постольку разделение труда и связь людей в разделенном труде непосредственно входят как моменты в процесс обмена веществ между человеком и природой, в трудовое, производительное отношение людей к природе.

Разделение труда и связь людей в разделенном тру­де зависят, как уже отмечалось выше, от того, служит ли труд главным образом средством для удовлетворе­ния биологических потребностей или совершается глав­ным образом ради удовлетворения потребности в труде. В этом аспекте разделение труда и связь людей в раз­деленном труде также входят как момент в процесс обмена веществ между человеком и природой.

Но разделение труда и вообще объединение людей в труде есть не только их отношение друг к другу как относящихся к природе и непосредственно зависящих от преобразования природы. Это есть вместе с тем от­ношение людей друг к другу, их взаимодействие как живых существ, обладающих телесными потребностями, природными задатками, потребностью в труде.

Если самым простым при рассмотрении человека является то обстоятельство, что человек должен под­держивать биологическое существование — свое и сво­его рода, то и отношения людей в труде в самом про­стом их виде есть отношения ради удовлетворения не­обходимых жизненных потребностей. Таким образом, отношения людей друг к другу в труде в простейшем случае определяются тем, каковы эти отношения с точ­ки зрения возможности обеспечения предметами по­требления, необходимыми для поддержания биологиче­ского существования индивида и рода. Но в таком случае труд и отношения в труде предстают с точки зрения продуктов труда, обмен веществ между челове­ком и природой выступает с точки зрения результатов, продуктов этого обмена. Труд с точки зрения продукта труда предстает как производство.

Выводы

Итак, прежде, чем мы перейдем на точку зрения продукта (результата) труда, еще раз обозначим узловые пункты этой лекции.

  • Труд — это целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение потребности. Целесообразная деятельность — это деятельность, в которой человек руководствуется целью, то есть, идеальным (осознанным) представлением о ходе и результате своей деятельности
  • Если мы говорим о процессе труда вообще, как о взаимодействии человека и природы, то чтобы не скатываться в идеализм, мы должны учесть то обстоятельство, что цель не существует до труда. Цель возникает в самом процессе взаимодействия человека с природой, именно в практической деятельности; в условиях объективного взаимодействия материальных компонентов труда, она созревает и становится действительной целью, которая воплощается в материальном же продукте (результате) труда. Цель как идеальный образ результата, уже вполне полно учитывающий объективные условия реализации, начинает предшествовать труду лишь при его повторении, когда имеются практический опыт и результаты предыдущих процессов. Еще раз подчеркнем важнейший момент — идеально (мысленно) поставленная цель всегда подчинена объективным (материальным) условиям процесса труда, а следовательно, всегда ими корректируется. До реализации цели она остается лишь возможностью, действительностью же она становится лишь воплощаясь в результат  труда. Далее целесообразно привести понятия, относящиеся к целеполаганию в труде. Фантазия — это лишь представление, не основанное на объективных возможностях, объективных условиях. Возможная цель — это цель, которая может быть реализована, поскольку имеются все необходимые компоненты труда и аналогичный процесс труда уже совершался, все его компоненты окончательно сформировали и скорректировали цель. Действительная цель — это цель реализуемая, подобно тому, как дом, например, становится действительным домом, когда он используется по назначению, то есть когда в нем живут люди.
  • Компоненты труда — это субъект (тот, кто воздействует) и объекты, на которые направлено воздействие субъекта — средства труда, предмет труда и результат труда, совершаемое определенным способом.
  • Средство труда — то, при помощи чего человек воздействует на что-то другое определенным способом для достижения цели, создания предмета, способного удовлетворить потребности.  
  • Предмет труда — то, на что происходит воздействие при помощи средства труда определенным способом для достижения результата труда, создания предмета, способного удовлетворить потребности.
  • Результат труда — то, что создается трудом при помощи воздействия средств труда на предмет труда для осуществления цели.
  • Способ труда — то, как происходит воздействие при помощи средств труда на предмет труда для достижения результата, осуществления цели. Способ не входит в материальные компоненты труда, но определяет то, как осуществляется процесс их взаимодействия.
  • Потребность — это нечто внешнее труду, она ему предшествует, существует без него, труд же без потребности не существует, так как порожден ей и служит ее удовлетворению. Однако внешняя связь превращается во внутреннюю, когда потребность превращается в цель труда.
  • Цель труда, средство труда, предмет труда становятся таковыми лишь непосредственно во время совершения процесса труда и не существуют вне его и друг без друга. В этом проявляется внутренняя связь компонентов труда.
  • Удовлетворение потребности результатом труда возобновляет (продлевает) жизнь, а следовательно удовлетворение потребности является её же возобновлением, возобновляя и труд. При этом важно учесть, что результат труда становится предметом потребления (из возможного — действительным) лишь непосредственно в процессе потребления.
  • Созревание труда происходит тогда, когда в процессах повторения выделяются наиболее универсальные свойства материальных компонентов (1), субъект труда кроме приобретения навыков и знаний меняется и морфологически (2), появляются технологии, описывающие все усложняющиеся способы того, как именно приводятся в действие человеком средства и предметы труда (3). Когда средство и предмет труда уже не просто даны природой в готовом виде, а изменены (созданы) процессом труда, человек труда также приобретает трудовые качества, закрепляемые и в функциях, и даже в строении его биологических органов, тогда процесс труда преобразует на свой лад все компоненты труда, а значит, создает адекватную себе основу, т. е. сформировывается, созревает.
  • Созревание труда означает в то же время и его расчленение. Расчленение необходимо вызывается как ограниченностью природных материалов и жизни субъекта, его характеристиками (внешне), так и самим развитием процесса труда (внутренне).  
  • Разнообразие процессов труда зависит от разнообразия природных условий, от разнообразия природного материала предметов и средств труда, от строения необходимых биологических потребностей, от индивидуальных качеств людей, от их различий по полу и возрасту, а также от различий, вытекающих из внутренней природы, специфики компонентов труда и их внутренней взаимосвязи, т. е. из совершения самого процесса труда.
  • В зрелом процессе труда труд «отпечатывается» в человеке не только функционально, но и морфологически, и в этом отношении образуется, так сказать, телесная трудовая потребность, то есть потребность в труде здорового человеческого организма. И это уже не чисто биологическая потребность, это потребность, образующая внутренний момент социального. Этот момент являет собой диалектическое единство биологического и социального, друг без друга не существующих, но не сводящих этот момент к чему-то одному.
  • Пока труд является средством для удовлетворения потребности (подчинен целям процесса потребления), источник его развития остается внешним, труд в основном растет количественно, а качественное развитие происходит “постольку, поскольку”, это — незрелый труд, возникающий и формирующийся. Когда же труд созревает и формирует в человеке труда свою собственную потребность, потребность в труде, тогда возникает труд как творчество, труд, имеющий свой собственный, внутренний (качественный) источник развития.
  • Труд имеет свои собственные закономерности, поэтому даже труд как самоцель есть нечто независимое от человека, влияющее на него и изменяющее его.  То, как происходит процесс труда, условия его реализации, может как развивать человека, так и разрушать его. При этом и сам процесс труда в силу расчленности и обособления компонентов по мере развития обнаруживает тенденции саморазрушения.
  • Расчленение труда, вызываемое саморазвитием процесса, приводит к разделению труда между людьми. Таким образом, труд как процесс, связывающий человека с внешней природой, оказывается процессом разделения людей в этом едином процессе. Все люди вовлечены в процесс взаимодействия с природой как биологический вид, однако при этом они оказываются разделены между собой в этом процессе в силу расчленения зрелого процесса.
  • Разделение людей в труде, вызванное самим развитием процесса труда, порождает организационные отношения. Одним из первых, имеющих критическое значение, разделений стало разделение труда на труд по постановке целей и труд по их реализации — фактически, это стало разделением на умственный и физический труд. Нужно обратить внимание на то, что способ разделения труда между людьми (то есть то, как именно осуществляется распределение людей в процессе труда) является как моментом взаимодействия с природой, так и моментом организационных отношений.
  • Если самым простым при рассмотрении человека является то обстоятельство, что человек должен поддерживать биологическое существование — свое и своего рода, то и отношения людей в труде в самом простом их виде есть отношения ради удовлетворения необходимых жизненных потребностей. А значит, труд и отношения в труде предстают с точки зрения продуктов труда, обмен веществ между человеком и природой выступает с точки зрения результатов, продуктов этого обмена. Труд, с точки зрения продукта труда, предстает как производство.

Теперь мы можем перейти к следующей лекции для рассмотрения непосредственно производства.

  1. Пример: если мы хотим сделать табуретку, то мы уже имеем цель; именно создание табуретки строго детерминирует (определяет) все наши дальнейшие действия, их последовательность, условия труда и т.д.
  2. Возвращаясь к примеру табуретки: мы, конечно, не можем сделать табуретку с помощью вилки и камня. Цель создания табуретки в этом случае определяет как закон наши действия. То есть, мы можем попробовать, но практика нам докажет, что это — фантазия. А вот дерево, топор, пила и т.п. в качестве компонентов вполне сформируют цель. При этом, каждый конкретный процесс труда, имея компоненты труда, создает специфику каждого процесса создания табуретки. В общем говоря: каждый процесс даже при одинаковости все же индивидуален, и «общая» цель-закон корректируется сообразно данному процессу труда.
  3. Подобно тому как «только в потреблении продукт становится действительным продуктом» [1, т. 46, ч. I, с. 27], цель становится действительной целью лишь в ее реализации.
  4. Момент — это то, что мы должны “выхватывать” из вечного движения материи (мысли)  для относительно статичного (неподвижного) рассмотрения, чтобы понять, что именно включено в этот процесс движения, что его обусловливает, является его результатом, и т.д. Также момент в диалектике понимается как существенное обстоятельство, составная часть.
  5. Например, топор. Первым в истории топором был зажатый в руке древнего человека заостренный камень (рубило), кроме использования как топора, этот инструмент применяли в качестве молотка, долота, скребка и многого другого. В зависимости от потребности, рубило постепенно преобразовывалось, приспосабливаясь к потребностям конкретного трудового процесса. Сформировавшаяся форма топора учитывает в первую очередь потребности процесса рубки, что зафиксировалось в формах рукояти и лезвия, а также в способе крепления. Или же более раскрытый пример — развитие гончарного дела. Внутри данного конкретного процесса труда происходило развитие каждого компонента — эволюционировал гончарный круг (от ручного до круга с электроприводом), выработались навыки гончара, появились технологии гончарного дела, происходил отбор сортов глины и доведение её до оптимального состояния использования…
  6. То есть от предвосхищения способов достижения результата
    выделяется сам итоговый результат (продукт), он представляется отдельно от процесса его возникновения.
  7. Здесь следует напомнить, что стимулом к труду изначально является недостаточное наличие в природе готовых предметов потребления.
  8. В качестве примера разрушительных тенденций мы можем привести ситуацию с атомной энергетикой. Эта отрасль высоких технологий, чрезвычайно расчленненная внутри себя на множество различных процессов. Для своего существования и развития атомная энергетика требует наличия, в свою очередь, также расчленных внутри себя отраслей по добыче, переработке, хранению, по подготовке специалистов и т.д. Говоря о высоких технологиях, мы говорим о наукоемкости и, что чрезвычайно важно, о высоком уровне автоматизации процессов, что свидетельствует об их определенной независимости от человека, о снижении доли непосредственного участия человека в процессах задействования невероятно могущественных (и столь же опасных, как и полезных для человека) сил природы. Недооценка этого аспекта уже приводила и в будущем будет приводить к техногенным катастрофам (Чернобыль, Фукуяма). Очевидно, что для плодотворного и безопасного использования подобного могущества, дальнейшего его развития, человечеству в целом необходимо контролировать подобные процессы и взаимосвязи (как внутренние, так и внешние) максимально жестко и с учетом как плюсов, так и минусов. Что же мы можем сказать о состоянии атомной энергетики как сложнорасчлененном процессе сегодня, в условиях капитализма? Для сохранения и развития технологий необходимо для начала качественное среднее образование, далее — специализированное и профессиональное, среднеспециальное и высшее образование, наличие и развитие добывающего, перерабатывающего и т.д. производств. Плюсом к образованию и производству необходимы разработки сопутствующих, смежных областей — по предотвращению возможных техногенных катастроф и устранению их последствий; здесь подключаются смежные науки, экология, медицина и многие другие… Однако в текущий момент, все внутренние компоненты каждого вида промышленности и все науки находятся в полуавтономном или практически полностью автономном режиме существования и развития, что снижает качество этого развития и приводит к разрушительным последствиям, происходит снижение финансирования образования в целом и ухудшение его качества. Связи между внутренними процессами слабы и чаще всего не подчиняются общей логике процесса отрасли, но подчиняются внешнему влиянию, которое создает анархию этих связей, разрушает их. У каждой сферы деятельности формируются свои частные интересы, особенно сильно влияние финансовой зависимости — именно она и является движущей силой, направляющим потоком для каждого внутреннего процесса атомной энергетики (в нашем примере). Прекращается развитие капиталоемких технологий, разрушаются целые отрасли производства, необходимые для существования и развития атомной энергетики, снижается уровень образования, научной подготовки, развития самих наук как таковых, растет заболеваемость и повышается травмоопасность (не только на производстве). И недаром очень многие ученые давно уже бьют в набат, предупреждая о грядущем росте количества техногенных катастроф — это неизбежные крупнейшие последствия анархии во всем, результат подчинения всей деятельности людей извлечению прибыли ради нее самой. Для сохранения таких отраслей промышленности как атомная энергетика, необходимо общественное взаимодействие, плановый подход и тщательный контроль за каждым процессом, контроль за ходом взаимодействия как внутренних процессов отрасли, так и контроль за ее внешними связями.
  9. В качестве примера противоречия социального аспекта — биологическому, можно привести такие социальные явления как война или экономический кризис. Во время военных конфликтов,экономических кризисов или любых других неблагоприятных для человечества событий биологические потребности (с точки зрения биологии человека) остаются неизменными. То есть, людям независимо ни от чего необходима пища, одежда, «крыша над головой». При этом вследствие регресса труда (разрушение производств и инфраструктуры, количественный недостаток предметов потребления) устанавливаются такие границы потребления, при которых зачастую трудно или даже невозможно поддерживать биологическое существование (голод, бездомные).
  10. Получение наибольшего количества предметов потребления при таком разделении труда происходит по причине разделения труда на простейшие операции, выполняя которые трудящиеся могут достигать существенного ускорения их выполнения.
  11. Улучшение качества достигается за счет достаточно узкой специализации, при которой трудящиеся не “распыляют” свои усилия на овладение множеством трудовых операций, а качественно обучаются и также качественно выполняют свои “узкие” трудовые обязанности.
  12. В современном производстве разделение труда на труд по постановке целей и на труд по их реализации выглядит следующим образом: специалисты планово-экономических служб и инженерно-технические работники задают количественные и качественные параметры продукции, различные хозяйственные и бухгалтерские службы осуществляют учет и контроль, а рабочие-исполнители претворяют план в жизнь. Следует понимать, что распространенное мнение о том, что якобы, работники умственного труда на данном этапе развития производительных сил не нужны, не соответствует действительности. До тех пор, когда производительные силы не развиты настолько, чтобы умственный и физический труд не разделялись, например, когда будет возможно задание необходимых параметров продукции, запуск и контроль над роботизированным производством одними и теми же работниками, говорить о “ненужности” работников умственного труда не приходится. Также следует отметить, что “питательной средой” для распространения данного заблуждения является тот факт, что при капитализме, особенно в развитых странах, присутствует множество работников целого ряда профессий, которые непосредственно не участвуют в производстве, а участвуют лишь в распределении общественных благ и контроле над этим распределением (чиновники, множество различных категорий менеджеров и т. д.). Именно смешение категорий работников умственного труда, относящихся к производству (в том числе производству людей труда) и вышеуказанных категорий работников является основой данного заблуждения. Кроме того, относительно большое количество работников умственного труда в некоторых развитых и развивающихся странах является следствием международного разделения труда, поскольку большинство операций, относящихся к физическому труду (труду по достижению целей, т. е. производству предметов потребления) осуществляется в странах, где проживает большинство населения планеты и имеется дешевая рабочая сила (страны Азии, Латинской Америки, отчасти Африки). Данный факт также является причиной кажимости, видимости (например, для жителя Европы) того, что присутствует чрезмерное количество работников умственного труда, что труд их не нужен и не столь важен или не настолько нужен.

Литература

Обязательная литература:

  1. Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.
  2. Маркс К. Капитал том 1, Т 1, Отдел 3, Глава 5. Раздел 1. Процесс труда
  3.  В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии. Глава: 3 «Сущность общества» §1. «Труд и производство как процесс обмена веществ между человеком и природой»
  4. Лекция вторая. «Простейшее отношение общества как процесс. Строение простейшего отношения»
  5. Лекция третья. «Переход от простейшего отношения к сущности»
  6. К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 г Первая рукопись. «Отчужденный труд»
  7. Марксистско-ленинская диалектика (пятитомник)

Дополнительная литература:

  1. Энгельс Ф. Анти Дюринг
  2. Энгельс Ф. Диалектика природы.

Видео: Диалектико-материалистическое понимание общества

Вопросы к лекции:

  1. Расскажите, как вы понимаете “цель”, её роль и место в процессе труда.
  2. Что такое труд, его компоненты и их взаимосвязь?
  3. Определите внутренние и внешние пределы развития труда? Чем вызвана тенденция саморазрушения труда? Приведите пример.
  4. Что такое труд как специфически человеческая деятельность (т.е. в широком смысле) и что такое труд в более узком смысле? Приведите примеры того, как Вы понимаете созревание труда в широком смысле этого слова и созревание труда в более узком смысле.
  5. Раскройте как можно подробнее взаимосвязь труда и биологического и социального аспектов потребностей.