Содержание лекции

Простейшее отношение общества как процесс. Строение простейшего отношения

Скачать ePub PDF печать

Contents

Взгляд на поверхность общества и выделение простейшего отношения. Человек как компонент взаимодействия с окружающей средой

Наша задача — познание общества в развитой форме строения, его структуры и выделение в «чистом» виде простейшего отношения. Но это осуществимо лишь при отображении развитого общества. Развитое человеческое общество — это уже подлинная история человечества, отличная от его предыстории. Капитализм — это завершающая стадия предыстории человеческого общества, в которой создаются реальные возможности для перехода к подлинной истории человечества, а потому и появляются определённые возможности для познания в развитой форме структуры общества и выделения простейшего отношения общества в более или менее «чистом» виде. Важно понимать, что до построения социализма, возможности выделения простейшего отношения общества существенно отличны от тех возможностей, которые создаются при возникновении социализма — первой ступени формирующегося коммунизма.

Развитое человеческое общество на первый взгляд при его рассмотрении выступает как некоторая совокупность людей. Дальнейшее аналитическое расчленение общества, взаимодействия в нём людей, взятого как данное, приводит к выделению отдельного человека, то есть индивида*, взятого также как данного. При этом общество и индивид фиксируются как данные, но с тем отличием, что человек берется как данный элемент, а общество — как данное определённое взаимодействие этих элементов. Дальнейший анализ приводит к очевидному факту, что каждый человек, каждый индивид должен прежде всего жить, поддерживать биологическое существование своё и своего биологического вида.

Живое и неживое

Рассматривая человека как данный элемент общества, мы видим первым то, что он живой организм, живое существо, которое поддерживает свою жизнь и продолжает свой биологический род. Это обстоятельство при рассмотрении человека и общества, можно квалифицировать как «поверхность», «бытиё» процесса (человеческого общества).

Далее, при анализе общества, взгляд на человека и на отношения людей друг к другу приводит к выделению простейшего отношения общества – взаимодействия человека с окружающей средой для поддержания человеческой жизни и взаимодействия людей друг с другом для продолжения своего биологического рода.

Человек существо живое и необходимо разобраться, что же такое — живое и неживое.

Первым, кто диалектически выделил живой мир из остальной материи, был Ф. Энгельс:

Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка…

Если когда-нибудь удастся составить химическим образом белковые тела, то они несомненно обнаружат явления жизни и будут совершать — как бы слабы и недолговечны они ни были — обмен веществ…

И у неорганических тел может происходить подобный обмен веществ, который и происходит фактически повсюду, потому что повсюду происходят, хотя очень медленным образом, химические действия. Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования…

Жизнь, обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс.

Ф. Энгельс. Диалектика природы

Под самосовершающимся процессом жизни Ф. Энгельс понимал как процесс поддержания жизни отдельными живыми индивидами, так и процесс продолжения рода биологических существ путём их размножения.

Неживая материя определяется через отрицание живой. Неживая материя может и получать вещества извне (школьный опыт с ростом кристалла в растворе), и может делиться (например, камень упавший с горы раскалывается на несколько камней), однако это не является необходимыми условиями для ее существования. Главное же — жизнь подразумевает саморазвитие, внутреннее единство и борьбу противоположностей*. Одним из ключевых различий живого и неживого является эволюция и естественный отбор, присущие только органическому миру. Так же, между составляющими неживого мира, например, камнями или водой, не существует конкуренции, они не развиваются и не совершенствуются в процессе своего существования.

Структура простейшего отношения

Две стороны биологического взаимодействия человека. Социальная сторона биологического взаимодействия

Итак, мы начинаем рассмотрение общества с биологического взаимодействия именно людей с остальной природой, при этом предполагается, что в это определение входит и рассмотрение биологического отношения людей друг к другу.
Эти компоненты (человек и среда) взаимодействуют друг с другом.

Рассматриваем сначала это взаимодействие со стороны человека.
Человек как компонент этого взаимодействия — живое существо с определенным организмом, с определенным строением тела. Человек должен жить, поддерживать свое существование, и лишь затем то, что он производит новую жизнь, поддерживает существование своего биологического вида.

Поддержание собственного существования каждым человеком есть реализация взаимоотношения человека и среды для сохранения человека. Здесь имеются два компонента: человек в качестве живого существа определенного строения и природная среда как условие физического существования индивидов. (рассмотрение идет через логический подход, а не исторический, то есть рассматривается уже современный человек).

Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они, во-первых, необходимы для поддержания жизни человека, а также, во-вторых, для порождения новой жизни.

В простой форме (в наименее преобразованном социальном виде) потребности удовлетворяются непосредственно и при помощи девственной природы (например, дыхание). Если потребности не могут быть удовлетворены лишь природой самой по себе, то могут быть удовлетворены на основе преобразования природы, тем самым, биологические потребности становятся социально «окрашенными». Биологические отношения людей к природе и друг к другу приобретают специфически человеческую окраску, если их осуществление так или иначе, в той или иной степени опосредствуется процессом общественного преобразования природы или процессами, вырастающими на основе последнего.

Если человек предстает при предположенных обстоятельствах в качестве нуждающегося в определенной среде, в качестве имеющего потребности, то природная среда при этом оказывается условием биологического существования людей, предметы природной среды выступают в виде предметов, способных удовлетворить потребности. Реализация этого взаимодействия — есть потребление, то есть удовлетворение потребностей предметами, способными их удовлетворить.

Фиксируем — простейшее отношение человеческого общества, отношение, взятое в качестве реализующегося, есть потребление как удовлетворение биологических потребностей человека.

Потребление уже само в себе, самим своим совершением вносит изменения в условия своего возобновления, уничтожая предметы потребления. Потребность выступает уже как зависящая не только от организма, но и от среды, от ее особенностей. Возобновление предметов потребления другими природными процессами и удовлетворение человеком животных потребностей — это разные природные процессы, они не могут находиться в устойчивом, постоянном соответствии друг с другом.

Когда фиксируются человек в качестве живого существа и среда как условие его биологического существования, тогда отмечается внешнее отношение человека как живого существа и среды.
Когда фиксируются необходимые биологические потребности и предметы, способные их удовлетворить, тогда осуществляется переход к рассмотрению внутреннего отношения человека как живого существа и среды.

Внутреннее отношение человека и среды есть потребление, как процесс удовлетворения телесных потребностей посредством предметов потребления (пока это отношение рассматривается в более общем виде, здесь потребление берется в том виде, когда не выделяется средство удовлетворения потребностей, то есть только имеется потребитель с его потребностью и предметы потребления).
Теперь рассмотрим это отношение несколько подробнее, а вместе с тем проанализируем переход к более сложным отношениям.

Количество, качество и мера потребностей

Со стороны необходимости поддержания биологического существования человек выступает в качестве живого существа, имеющего организм определенного строения. Организм определенного строения нуждается в определенной окружающей среде. Нужды, «требования» организма к среде есть физические потребности и, в конечном счете, обусловленные ими психические потребности, то есть, говоря в целом, биологические потребности.

Пока биологически человек не изменяется (существенно), то сохраняется и нечто неизменное в потребностях, в требованиях человеческого организма к среде, несмотря на существование и образование бесконечно разнообразных предметов потребления и т.д. От строения организма человека зависит структура биологических потребностей: потребность в пище, воздухе, в выведении продуктов распада и т.д. Каждая биологическая потребность может быть определена качественно* и количественно*. Каждая биологическая потребность имеет свою меру* (единство качества и количества). Удовлетворение потребности организма, выходящее за рамки меры, неблагоприятно воздействует на организм человека (например, существует область температур, выше и ниже которой длительное существование организма человека невозможно). Существуют определенное соотношение различных биологических потребностей и мера соответствия разных биологических потребностей, а также противоречия в удовлетворении этих различных потребностей. Например, переедание (потребность в пище) и малоподвижный образ жизни (потребность в движении) вредно сказывается на организме.

Минимальный и максимальный пределы существуют для каждой биологической потребности. Имеется и оптимум у каждой биологической потребности. Оптимальное удовлетворение человеком своих биологических потребностей (при нормальной наследственности) дает ему возможность достигнуть видовой (родовой) продолжительности жизни. Дальнейшее увеличение продолжительности жизни связано уже с изменением самой видовой продолжительности жизни, с воздействием на человеческую наследственность, на генетический аппарат человека.

Итак, человек как живое существо имеет биологические потребности, «требования» к окружающей среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания его в качестве живого организма. Биологические потребности зависят от строения организма человека. Они имеют неизменную качественную и количественную определенность, неизменную меру, неизменна с этой точки зрения и совокупность «требований» организма к среде.
Рассмотрим второй компонент взаимодействия — среду.

Среда первоначально предстает в качестве условия биологического существования людей. Среда как условие биологического существования человека есть окружающая среда. В таком отношении среда выступает лишь как нечто пассивное, как «кладовая» для получения того, что удовлетворяет биологические потребности человека. Характеристика среды тогда сводится главным образом к определению того, насколько богатой или бедной «кладовой» (в количественном и качественном отношениях) она является.

Среда как «кладовая» предметов потребления может иметь более или менее разнообразный или однообразный «набор» предметов потребления, большее или меньшее количество предметов потребления, входящих в «набор». Естественно, чем богаче «кладовая» в качественном и количественном отношениях, тем больше возможностей для удовлетворения биологических потребностей человека. И наоборот.
Биологическая потребность из потенциальной становится реализованной потребностью лишь в потреблении. Способность предмета удовлетворять биологическую потребность человека реализуется также в потреблении. До, вне потребления и потребность, и предмет потребления есть лишь возможности.

В потреблении биологическая потребность исчезает, уничтожается, и вместе с тем потребление создает условия для возрождения, возобновления потребности. Предмет же потребления уничтожается и самим потреблением, функционированием организма человека не возобновляется.

Живое существует лишь в единстве восстановления и разрушения, в живом разрушение — основное условие восстановления, а восстановление — основное условие разрушения.

Если бы потребление могло бесконечно, постоянно возобновляться в том же самом виде и масштабе, то это была бы совершенно замкнутая система, включающая в себя наряду с человеком такие процессы, которые отходы потребления вновь превращают в предметы потребления. Существование систем совершенно, т. е. абсолютно, замкнутых, а следовательно, абсолютно изолированных от всего остального, невозможно в принципе. Уже простое повторение процесса есть всегда вместе с тем его изменение, процесс не может возобновляться совершенно одинаково. Кругооборот веществ в природе изменяется уже в силу своего повторения. Законсервировать природу, в том числе земную нельзя, можно лишь приостановить, иначе направить те или иные изменения в тех или иных ее областях.

Потребление уже само в себе, самим своим совершением вносит изменения в условия своего возобновления, уничтожая предметы потребления. Возобновление последних другими природными процессами и удовлетворение человеком необходимых биологических потребностей уже в силу того, что это разные природные процессы, не могут находиться в постоянно устойчивом соответствии друг с другом.

Может существовать лишь более или менее замкнутая система, относительно замкнутая система. Устойчивость системы, ее замкнутость относительны, всякая система конечна. При этом всякая система проходит этапы образования, устойчивости и разрушения. Чем выше организация системы, тем более отчетлива — при прочих равных условиях — ее устойчивость, и наоборот. Но побеждает всегда в конечном счете не устойчивость, не равновесие противоположностей, а их борьба.

Внешние и внутренние пределы самовозобновления биологического существования индивида

Итак, возобновление биологических потребностей человека и процесс их удовлетворения с точки зрения специфики живого есть их постоянное возобновление, повторение. Это возобновление имеет внешний и внутренний  пределы.
Рассмотрим внешний предел возобновления

Если выделить только внешний предел и отвлечься от внутреннего предела, то отмеченное возобновление предстанет беспредельным, бесконечным. Это отвлечение не совершенно произвольно, оно выделяет специфику живого тела как самовозобновляющегося. Внешним пределом при таких условиях будут, во-первых, ограниченность предметов потребления (вообще или того или иного вида, рода предметов потребления) и, во-вторых, ограниченность пространства для выделения продуктов распада (заполнение продуктами распада жизненного пространства). Относительно кругооборота веществ, включающего и организм человека, предполагается, что он не абсолютно замкнут, т. е. не может повторяться постоянно и полностью. Потребление только от природы данных предметов потребления неизбежно означает тупик для существования организма человека, в конечном счете «удушение», разрушение продуктами распада его жизненного процесса (если, конечно, индивиды не могут переселиться в зоны, не заполненные этими продуктами распада).
Теперь рассмотрим внутренний предел возобновления

Жизнь внутренне противоречива. Отрицание жизни — смерть. Следовательно, внутренний предел физического существования индивида коренится в самой сути физического, телесного существования.
Этот внутренний предел преодолевается порождением нового индивида.

Род (вид) как биологическая сущность индивида

Суть живого – в его постоянном самовозобновлении, поэтому биологически жизнь вида (рода) важнее жизни отдельных индивидов, видовые (родовые) связи играют определяющую роль по отношению к отдельным индивидам. Поддержание собственного существования есть нечто индивидуальное, даже когда человек поддерживает свою жизнь ради других людей. Порождение же новой жизни и поддержание жизни нового индивида до тех пор, пока он не обретёт самостоятельность, есть по своей сути родовое (видовое) действие. Даже в том случае, если оно осуществляется субъективно ради порождающих индивидов.

Здесь мы считаем необходимым уточнить, что слово “род” использовалось Марксом именно в качестве логической категории, а не в привычном обывателям значении “кровной», «родственной» связи людей. Если обратиться к учебнику логики, то в нем мы обнаружим следующее определение:

«…в процессе обобщения получается ряд понятий, из которых одни являются менее общими, а другие более общими. Более общие понятия называются родовыми понятиями, менее общие — видовыми понятиями”

Так вот когда мы говорим о родовой (видовой) деятельности индивида, речь идет о том, что человек относится к роду «люди», виду «Homo sapiens». Полнее процитируем отрывок из работы Михаила Фёдоровича Нестурха «Происхождение человека», предложенной нами к ознакомлению в дополнение к данному курсу лекций:

«Люди современного типа составляют вид человека разумного (Homo sapiens Linnaeus, 1735; от лат. «homo» — человек, «sapiens» — разумный, рассудительный, понимающий). Вместе с родами и подвидами ископаемых представителей человечества современные люди образуют семейство гоминид (Hominidae — от лат. «homo», род. падеж «hominis» — человек, греч. «идос» — вид)»
Часть вторая, глава первая «Человек как примат».
«Черты приспособленности человеческого тела к прямохождению»

Фейербах первым, критикуя Гегеля, высказал мысль о том, что человек — существо родовое. Он не смог тогда осознать роль общественной практики в жизни человека, поэтому смог только выделить человека как существо, принадлежащее определенному биологическому роду — это было то “самое общее”, что он увидел, родственные узы, кровные связи.

Маркс же, повторив эти слова (о том, что человек — существо родовое), говорил не просто о том, что, как животное живет посредством взаимодействия с внешней природой ради сохранения своего биологического рода, так и человек в качестве живого существа должен вступать во взаимодействие с внешней природой, причем деятельность отдельного человека (индивида) необходимо подчиняется потребности существования, сохранения жизни рода вообще, и только потом — жизни индивида. У Маркса сущность человека заключена не в “кровной” принадлежности роду (виду), а в практической деятельности людей, в том как именно проявляется эта родовая сущность у человека в отличие от животного. Практическая деятельность человека (индивидуальная) всегда является деятельностью родовой по своему существу, человек становится человеком только в обществе и, преобразуя природу, человек меняет и свою общественную жизнь, жизнь рода.

Вид в целях нашего изучения тождественен роду, потому что мы (как биологический вид) относимся к единственной выжившей и получившей дальнейшее развитие в глубокой древности “ветви” людей (в отличие от австралопитеков и т.п.).

Род (вид) – биологическая сущность индивида, приобретшая внешнее существование по отношению к индивиду. Поддержание биологического существования индивида осуществляется непрерывно посредством возникновения, удовлетворения и возобновления биологических потребностей. На определённом этапе у индивида возникает телесная потребность, удовлетворение которой и есть вместе с тем порождение новой жизни, продолжение жизни рода (вида) — речь идет о половой потребности.

Половая потребность как проявление родовой сущности. Разделение половой потребности и родительского инстинкта

Половая потребность – это потребность индивида в поддержании своего индивидуального существования, при этом удовлетворение её индивидом (иначе потребление) есть производство другой новой жизни, нового индивида. Таким образом, удовлетворение половой потребности по её биологической  природе представляет собой одновременно и индивидуальное, и родовое действие. В удовлетворении половой потребности и затем в удовлетворении родительского инстинкта* индивидуальное есть одновременно и родовое. Более того, их удовлетворение по своей сути всегда родовое (видовое) действие. Здесь мы впервые сталкиваемся с необходимой связью индивидов друг с другом, связью, внутренне необходимо обусловленной строением их организма.

Так же, раз мы рассматриваем именно людей, необходимо отметить тот факт, что в отличие от животных, человек способен вмешиваться в собственную репродуктивную деятельность для прерывания “воспроизводства” индивидов (и рода). Появиться или не появиться новому человеку — зависит не только от биологической природы человека (биологической нормы и биологических отклонений от нормы), но также (при биологически нормальных индивидах) от социальной жизни, от социальных потребностей. Вмешательство человека в нормальный биологический процесс порождения новой жизни происходит под влиянием социальных потребностей.

Таким образом, от рассмотрения отношения человека к природе, отношения, заключающегося в поддержании собственного физического существования, мы перешли к рассмотрению отношения людей друг к другу по поддержанию жизни.

С появлением на свет детей получает вполне самостоятельную внешнюю форму существования потребность в продолжении вида (родительский инстинкт, отношение к детям) в отличие от половой потребности. Иначе, происходит дифференциация половой потребности и потребности лишь в продолжении рода.

Родительский инстинкт. Отношение к старости как показатель уровня социализации общества

С реализацией половой потребности, с рождением детей, основной функцией родителей в качестве живых существ становится научение детей способности самостоятельно поддерживать свое биологическое существование. Такая функция по сути своей является родовой функцией. Воспитание детей предстает тогда перед нами не как дело двух индивидов разного пола, а как дело ради развития рода.

Когда погасла половая потребность и когда дети приобрели способность к самостоятельному поддержанию биологического существования начинается стадия старости, умирания человека как живого существа.

Если поддержание жизни формирующегося индивида необходимо как предпосылка для продолжения жизни вида, если поддержание его жизни вместе с тем есть потенциально и поддержание жизни вида, если в половозрелый период происходит актуально поддержание половозрелыми индивидами жизни вида, то в старости угасает способность поддерживать и продолжать жизнь вида (угасает половая потребность, потребность в размножении) и потребность в самосохранении обособляется от потребности в продолжении жизни вида.

В старости с биологической точки зрения на первый план выходит противоречие индивида и вида (рода). Старый индивид при прочих равных условиях утрачивает биологическое «оправдание» своего существования.

Если рассматривать человека уже как социальное существо, то старый человек не утрачивает важности для рода и детей. Забота, в своем развитом виде, о старых особях присуща только человеку.

Старый человек теряет способность к биологическому продолжению вида, но как социальное существо он способен сохранять большое значение, располагая значительным социальным опытом и сохраняющейся подчас до самой смерти способностью передавать его новым поколениям. Положение индивида в старости становится индикатором его социализации. У более социализированных индивидов старость протекает более активно, индивид востребован обществом и сам в нем нуждается.

Можно также отметить, что чем выше расположен вид на дереве биологического развития, чем более развита психика у представителей вида, тем более как бы смягчается противоречие между индивидом в старости и видом, тем значительнее сохраняются черты, свойства, присущие предыдущим стадиям отношения индивида и вида.

В свою очередь отказ детей от старых родителей означает, что дети находятся, так сказать, на животном уровне, что у них, как минимум, недостаточна внутренняя социализация. То же справедливо и относительно заботы общества о стариках. Степень и характер заботы о стариках — один из показателей того, как далеко ушло общество от животных взаимосвязей, преобразовало их.

Факторы, влияющие на рост народонаселения

Давайте перейдем дальше и рассмотрим внутренний предел биологического существования человеческого рода и факторы, влияющие на рост народонаселения.

Итак, внутренний предел самовозобновления биологического существования человека преодолевается порождением новых людей, биологическим существованием человеческого вида (рода).

Внутренние пределы продолжения человеческого рода заключены в строении тела индивидов, в периоде способности к воспроизводству, принадлежащих к разным полам. Высшую границу оптимального использования способности к деторождению одной женщины образует, видимо, рождение 6—7 детей. Воспроизводительная способность мужчины колеблется в более широких пределах, но и для нее существуют некоторые пределы. Кроме того пределы возможности размножения, увеличения численности рода зависят от количественного соотношения мужчин и женщин при максимальном’ использовании их воспроизводительных способностей.

Мы здесь исходим только из внутренних отношений индивидов биологического вида (рода), а потому отвлекаемся от специального рассмотрения модификаций, вносимых в эти отношения социальной жизнью.

Внутренние возможности размножения, поскольку они зависят от строения тела мужчины и строения тела женщины, от количественного соотношения мужчин и женщин, при котором могут быть максимально использованы их воспроизводительные способности, модифицируются рядом обстоятельств и никогда не осуществляются в «чистом виде». Но именно перечисленные моменты определяют максимальный предел размножения человеческого рода, предел, вытекающий из внутренних собственно биологических отношений по продолжению рода.

Итак, рост народонаселения (с точки зрения простейшего отношения) зависит от специфики воспроизводительных возможностей мужчины и женщины, от количественного соотношения мужчин и женщин, а также от природной среды, от ее возможности служить «кладовой» для удовлетворения биологических потребностей.

Половые различия с точки зрения существования биологического вида

В процессе продолжения рода роль мужчины и женщины различна в силу различия строения их тела. Это различие существует не только в различных воспроизводительных возможностях мужчины и женщины, но и в различном участии в совершающихся отношениях по продолжению рода. Женщина рожает и выкармливает ребенка, а потому ее возможности добывания пищи и т. п., естественно, сужены. Мужчина же по своему биологическому предназначению помимо участия в акте порождения призван к добыванию средств для физического существования, охране и защите от нападения.

Из отмеченных выше различий между мужчиной и женщиной (в том числе и из различия воспроизводительных способностей) следует, что “стоимость” каждой женщины с точки зрения сохранения вида выше “стоимости” каждого отдельного мужчины, что для более благоприятного продолжения рода сохранность жизни женщин должна быть в целом более устойчивой, чем сохранность жизни мужчин. Отсюда вытекает большая устойчивость организма женщин к постоянно действующим неблагоприятным факторам (например, к чрезмерному или недостаточному количеству пищи, к колебаниям качественного состава пищи и т. п.) и, наоборот, большие возможности мужчин для действия в условиях случайных и чрезвычайных.

В общем и целом природа женщин заставляет их избегать условий случайных и чрезвычайных, а природа мужчин заставляет «искать» их. Поэтому смертность лиц мужского пола, при прочих равных условиях, от случайных обстоятельств выше, чем у женщин.

Соответственно различаются, на наш взгляд, физические и психические качества мужчин и женщин. Например, мужской организм более приспособлен к чрезвычайным физическим усилиям, а женский организм выносливее по отношению к длительным, близким к обычным неблагоприятным внешним воздействиям. Например, лица женского пола более осторожны, осмотрительны, менее склонны к риску, чем лица мужского пола, и т. д. Это, конечно, может зависеть и от индивидуальных особенностей, и от влияния социальной жизни. Но тем не менее с точки зрения биологической мужчины — разведчики рода человеческого, его авангард, а женщины принадлежат к ядру рода.

Имеет смысл уточнить, что мы говорили именно о функциональном биологическом  различии разнополых индивидов, сформировавшемся эволюционно в качестве оптимального для выживания и продолжения, размножения биологического рода. Следовательно, необходимо логически обозначать определенные границы, пределы такого различения — различие репродуктивных функций не является различием тотальным, всеобщим. Природное разделение процесса репродукции не является существенным при рассмотрении всего того, что выходит за рамки этого процесса.

Тем более половое различие не является основанием для развития социальных качеств, умственных способностей, умений и т.п. — все эти качества относятся именно к социальной сфере жизни человека.

Внутренний и внешний пределы биологического существования человеческого рода

В природе численность биологического вида — при невозможности переселения и в конечном счете даже при наличии этой возможности — определяется соотношением с условиями существования. Численность биологического вида в конце концов устанавливается такой, чтобы «воспроизводство» самой окружающей природой предметов потребления уравновешивалось с их потреблением, использованием. Ухудшение природных условий ведет к уменьшению размножения, улучшение природных условий — к увеличению размножения.

Внутренний предел самовозобновления биологического существования индивида, как уже говорилось, преодолевается порождением новой жизни, продолжением вида (рода). Процесс порождения индивидами новых индивидов, взятый сам по себе, бесконечно возобновляется. Внутренний предел возобновления рода существует лишь как предел возможности размножения в данное время. Но отсутствует внутренний предел самого порождения: порождение новых индивидов проистекает необходимо из природы существующих индивидов. Говоря о природе индивидов, мы говорим о физиологическом и психическом устройстве человеческого организма. Инстинкты (пищевой, половой и т.п.) относятся именно к природе человека как биологического существа, поэтому каждый здоровый индивид нуждается в реализации этих природных потребностей. Но сами по себе процессы (питания, размножения и т.п.) логически не должны смешиваться с фактами (моментами) их реализации — то есть, как возможность эти процессы существуют всегда и не имеют внутренних пределов, но имеют пределы внешние, которые определяются конкретными условиями их реализации. То есть, у внутреннего для рода процесса размножения внешним пределом является состояние индивидов внутри этого рода. А состояние индивидов внутри рода зависит от внешних ему (роду, виду) природных факторов. В конечном счете предел продолжения вида (рода) оказывается внешним пределом. Им являются условия существования. Предел продолжения человеческого рода лежит в условиях существования, во взаимодействии людей с внешним по отношению к ним, с природой.

Самовозобновление биологического существования индивида и продолжение биологического существования рода имеют своим конечным пределом наличие предметов потребления, условий существования. Всякое условие существования с точки зрения возможности его использования для поддержания биологического существования есть предмет потребления, предмет для удовлетворения биологической потребности.

С точки зрения индивида минимум предметов потребления есть такое количество и качество предметов потребления, которое минимально необходимо для самовозобновления биологического существования индивида в данное время. Поскольку же определяющим является продолжение жизни рода, постольку минимум предметов потребления есть такое количество и качество предметов потребления, которое минимально необходимо не только для поддержания биологического существования индивида, но и такого поддержания биологического существования, которое позволило бы ему достигнуть возраста, при котором возможно деторождение, и продолжить существование вплоть до достижения новым индивидуумом способности к самостоятельному биологическому существованию. Верхней границей этого минимума служит такая, достижение которой позволяет численности членов рода поддерживаться постоянной (не уменьшаться и не увеличиваться, а просто воспроизводиться). Нехватка предметов потребления, нехватка предметов для удовлетворения телесных потребностей (при отсутствии возможности переселения в другую среду), если она постоянна, вызывают необходимость перехода к воздействию на процессы, приводящие к образованию предметов потребления.

Если количество и качество предметов потребления ниже отмеченных минимумов, то это влечет за собой гибель рода. Если и поскольку имеется изобилие предметов потребления, данных природой в готовом виде, то самовозобновление рода происходит без внешних препятствий.

Наиболее остро необходимость перехода к воздействию на процессы, приводящие к образованию готовых от природы предметов потребления, сказывается тогда, когда количество и качество этих предметов потребления колеблются около минимума, который необходим для поддержания биологического существования индивидов и рода.

Простейшее отношение общества и семья

Семья как продукт взаимодействия социального и биологического

Выше мы рассматривали взаимоотношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми. Однако, при анализе мы, в соответствии с достигнутым на тот момент этапом, отвлекались от социального. Стояла цель рассмотрения именно биологического. Социальное  же, его форма движения, подразумевалось нами как имеющееся, но не попадающее в поле нашего зрения. Связь биологического и социального была непосредственной.

Отношения различных по полу и возрасту индивидов следует обозначить как биологические, образующие биологическое «ядро» семьи. Социальное, при выходе на авансцену на данном этапе, преломляется через биологическое ядро. Семья есть продукт воздействия общества, социального, на биологическое «ядро». Данный тезис позволяет сделать следующий важный вывод: семья не есть только биологическое или же социальное. Два этих момента находятся в активном взаимодействии. Семья – продукт их взаимодействия, с решающей ролью социального.

В наш курс в разделе литературы включена работа Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” — эта книга должна быть обязательно изучена самым тщательным образом. В ходе своей работы Энгельс хорошо показал историю развития кажущейся вечной, непреходящей, “семьи”. Но пока мы скажем главное — семья это объединение индивидов для совместного ведения хозяйства, форма их организации, а не союз любящих друг друга людей. Наверное кому-то доводилось слышать о том, что коммунисты хотят уничтожить семью, разрушить её, — так вот все совсем не так, потому что при изменении условий жизни общества,  семья как хозяйственная ячейка прекратит своё существование естественным путем, потому что

С переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными.”

Ф. Энгельс “Происхождение семьи, частной собственности и государства”

В Советском союзе и других странах, где строился социализм, было сделано много шагов к обобществлению того труда, который сейчас снова начал тотально восприниматься как “частный”, “домашний”, именно поэтому буржуазная пропаганда и занимается усиленным продвижением “семейных”, “традиционных ценностей”. Однако мы должны отчетливо понимать отличие семьи как хозяйственного объединения от союза любящих друг друга людей, в результате которого и биологически воспроизводится человеческий род.

Только анализ биологических отношений индивидов по продолжению рода, выяснение специфики социального (исторически определенных социальных условий), и, в конечном счете, рассмотрение взаимодействия этих моментов позволяет выделить специфику семьи. Опираясь на эти суждения, становится понятна ошибочность начинания с семьи в качестве «зародыша» общества. Семья не является неким миниатюрным прототипом общества, которое строится, якобы «по семейным лекалам».

Отношения родителей и детей как проявление сущности видовых отношений в отношениях индивидов

В отношениях индивидов проявляется сущность видовых отношений. Мы можем выделить две формы.

Первая форма: потребление ребенка опосредуется деятельностью родителей по добыче предметов потребления. Этот процесс выступает в форме проявления отношения старшего и младшего поколений.

Вторая, и более развитая форма: обучение старшим поколением младшего добыче предметов потребления, то есть, обучение самостоятельной жизни. Поскольку эта способность имеется в индивиде не «по умолчанию», а приобретается посредством индивидуального развития при наличии в качестве основного момента руководящей деятельности старшего поколения, мы можем сказать, что это – форма проявления в индивиде видовых отношений. Реализация этой способности есть видовое отношение, проявляющееся в деятельности индивидов.

В этих двух формах поддержание собственного существования (простое потребление без обеспечения себя предметами потребления и потребление, предполагающее специальный процесс предварительного получения предметов потребления) предстает в снятом, преобразованном виде.

О соответствии хода мысли индивидуальному развитию субъекта. Развитие потребностей индивида и их значение для общества

Ход мысли, которому мы следовали в этой лекции, в общем и целом соответствует ходу индивидуального развития.

Выделяя и рассматривая удовлетворение биологических потребностей индивида (отвлекаясь от половой потребности, от добычи и производства предметов потребления), мы тем самым фиксируем процесс, в наиболее «чистом виде» имеющийся в детском возрасте, у формирующегося индивида, притом это потребление тем более «очищено» от остальных упомянутых моментов, чем младше возраст ребенка.

По мере своего индивидуального биологического формирования человек приобретает потребность (и способность) в продолжении вида, а также способность к самостоятельному поддержанию своего биологического существования. Последняя из названных способностей не может быть сформирована у человеческого индивида без участия старшего поколения. Следовательно, характеристика способности к самостоятельному поддержанию своего биологического существования предполагает рассмотрение отношения родителей и детей, старшего и младшего поколений, а значит, и половых отношений индивидов.

Удовлетворение биологических потребностей (исключая удовлетворение половой потребности) есть ближайшим образом только индивидуальное действие, но в то же время, это есть такое индивидуальное действие, которое одновременно представляет собой родовое (видовое) действие. Половые отношения — непосредственно видовые отношения. Видовые отношения есть сущность индивидов как живых существ. Отношения родителей и детей по поводу воспитания у детей способности к самостоятельному поддержанию своего биологического существования — проявление видовых отношений в индивидуальных действиях родителей и детей.

Пока человек в качестве живого существа только еще формируется, его индивидуальное существование имеет «самоценное» значение для вида, или, иначе говоря, поддержание жизни формирующихся индивидов непосредственно тождественно поддержанию жизни вида.

По достижении половой зрелости половая потребность становится одной из необходимых жизненных потребностей индивида. Притом это такая потребность в поддержании своего индивидуального существования, удовлетворение которой есть одновременно взаимоотношение с другим индивидом, имеющим аналогичную потребность, и зарождение нового индивида (или новых индивидов). Реализация половой потребности есть непосредственная связь разных (по полу) индивидов одного вида. Если формирующийся биологически индивид продолжает жизнь вида уже тем, что он существует как отдельный индивид, то индивид, реализующий свою половую потребность, поддерживает жизнь вида не просто как отдельный индивид, а как биологически непосредственно связанный с другим индивидом (другого пола). Связь их осуществляется посредством удовлетворения потребности в поддержании своего существования как особого индивида, а вместе с тем эта связь есть порождение нового индивида (новых индивидов), то есть продолжение жизни вида.

Однако и в случае удовлетворения биологических потребностей, в случае созревания и удовлетворения половой потребности поддержание жизни вида происходит главным образом благодаря поддержанию своего индивидуального существования. Положение кардинально меняется с рождением ребенка. Поддержание жизни иного индивида (ребенка) внешне отделяется от поддержания собственной жизни (родителей). Поддержание родителем своей жизни как «самоценной», как отдельной, теряет значение для продолжения жизни вида. Жизнь родителей сохраняет значение для продолжения жизни вида лишь постольку, поскольку они способствуют сохранению, поддержанию жизни детей и образованию у последних способности к самостоятельному поддержанию биологического существования. Отдельное, особое существование этих индивидов (родителей) само по себе теряет свое значение для поддержания жизни вида, оно сохраняет это значение лишь постольку, поскольку их существование необходимо для поддержания биологического существования других индивидов (детей), непосредственно представляющих собой воплощение жизни вида.

Еще раз напомним, что отвлекаясь от всего социального, мы сейчас рассматривали именно биологическую основу для этого социального в человеке как особом живом существе.

Выводы

Таким образом, мы можем подвести итог этой лекции, обозначив ключевые моменты:

  1. Человек — это не просто “часть общества” (индивид), а живое существо, нуждающееся в удовлетворении своих биологических потребностей для поддержания своей жизни. Жизнь — обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс
  2. В ходе рассмотрения общества и индивидов, становится очевидным то, что для поддержания и продолжения (воспроизводства) своей жизни, люди взаимодействуют с природой и друг с другом. И то, и другое взаимодействия представляют собой относительно самостоятельные процессы в рамках одного, внутренне единого биологического взаимодействия людей друг с другом и с остальной природой. То есть, говоря о биологическом, мы не забываем о том, что рассматриваем людей, а не животных, просто на данном этапе исследования нас интересует именно материальная основа социального в человеке, поэтому необходимо на время абстрагироваться от всего остального
  3. Простейшее отношение чего-либо (процесса, предмета) есть необходимая историческая предпосылка возникновения этого (процесса, предмета), превращающаяся с возникновением сущности этого чего-либо (процесса, предмета) в условие его функционирования. То есть, в данном конкретном случае, мы обнаруживаем, что для поддержания жизни и ее возобновления, человечество должно потреблять вещества природы в силу того, что таковы необходимые условия существования биологических существ. Таким образом, простейшим отношением общества людей, являющимся исторической предпосылкой его возникновения вообще и условием существования как такового, является потребление. Потребление это реализующийся процесс взаимодействия людей с природой и друг с другом, в ходе которого удовлетворяются биологические потребности предметами, способными их удовлетворить.
  4. Снятие* биологического начала как исторической предпосылки в простейшем отношении происходит с возникновением социального. С тех пор историческая предпосылка утратила свое решающее значение, став одной из сторон возникшего иного (нового). Биологическое начало осталось необходимой основой социального, но было само преобразовано и превратилось в форму существования социального. То есть, сохранив биологическое в основе, человек, тем не менее, является уже биосоциальным существом (внутреннее, неразрывное единство* биологического и социального), где данное биологическое подразумевает социальное в качестве момента своего развития.
  5. Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они необходимы, во-первых, для поддержания жизни человека, а во-вторых, для порождения новой жизни. Если же необходимые биологические потребности человека не могут быть удовлетворены лишь первозданной природой, если они могут быть удовлетворены посредством и на основе преобразования природы, то тем самым и постольку биологические потребности начинают включаться или включаются в социальное движение, становятся социально «окрашенными» биологическими потребностями
  6. Поддержание собственной жизни представляет собой поддержание индивидуального существования, а порождение новой жизни и поддержание жизни нового индивида, есть по своей сути родовое (видовое) действие. Род (вид) — биологическая сущность человека, приобретшая внешнее существование по отношению к нему. В удовлетворении половой потребности и затем в удовлетворении родительского инстинкта индивидуальное есть одновременно родовое (реализуется потребность в продолжении вида). Таким образом, от рассмотрения отношения человека к природе, отношения, заключающегося в поддержании собственного физического существования, мы перешли к рассмотрению отношения людей друг к другу по поддержанию жизни. Переход этот осуществляется через рассмотрение такой потребности человека в качестве живого существа, которая одновременно есть потребность в продолжении вида. В логическом аспекте это есть движение мысли от отображения взаимодействия на уровне непосредственности к отображению его на уровне сущности. В старости возвращается обособление индивида от родовой деятельности, формируется противоречие биологического уровня (“обуза”, “лишний рот” и т.п.), которое сглаживается, нивелируется тем больше, чем больше социально развиты индивиды
  7. С точки зрения биологической, мужчины — разведчики рода человеческого, его авангард, а женщины принадлежат к ядру рода. При этом эти биологические половые отличия не формируют основы для различия в социальных качествах, в отношениях, выходящих за рамки репродуктивных функций
  8. Самовозобновление биологического существования индивида и продолжение биологического существования рода имеют своим конечным пределом наличие предметов потребления, условий существования. Всякое условие существования, с точки зрения возможности его использования для поддержания биологического существования, есть предмет потребления, предмет для удовлетворения биологической потребности
  9. Семья есть продукт воздействия общества на отношения между мужчинами и женщинами по продолжению рода (биологическое «ядро»). Семья — это «преломление» общества, социального, через это биологическое «ядро». Следовательно, семья представляет собой продукт взаимодействия социального и биологического, а не только биологическое и не только социальное
  10. Способность к самостоятельному обеспечению себя предметами потребления, поскольку она образуется в индивидуальном развитии при решающей помощи родителей, старшего поколения, представляет собой форму проявления в индивиде видовых отношений. Реализация этой способности есть видовое отношение, проявляющееся в деятельности индивидов
  11. Видовые отношения есть сущность индивидов как живых существ

А теперь, после предварительного рассмотрения биологического в человеке и выделения простейшего отношения (потребления) мы можем перейти к сущности общества.

Литература

Обязательная литература:

  1. Виноградов. Учебник логики 1954 г. (Глава 3 «Понятие» §7 «Родовые и видовые понятия»)
  2. К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 г. и другие ранние работы («Тезисы о Фейербахе», «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» , раздел «Отчужденный труд»)
  3. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
  4. М.Ф. Нестурх. Происхождение человека. Часть вторая Глава первая «Человек как примат». Параграф «Черты приспособленности человеческого тела к прямохождению»
  5. В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии. Часть 2 «Структура общества» Глава: 1 «Простейшее отношение общества как процесс. Строение простейшего отношения»
  6. В.А. Вазюлин. Проблемы материалистического понимания истории в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  7. Марксистско-ленинская диалектика (пятитомник)

Дополнительная литература:

  1. Энгельс Ф. Анти Дюринг
  2. Виноградов. Учебник логики 1954 г.
  3. Строгович. Логика 1949 г.

Видео: Диалектико-материалистическое понимание общества

Вопросы к лекции:

  1. Что является определяющими признаками жизни, живого организма? Что входит в биологические потребности человека и когда эти потребности перестают быть только биологическими, превращаясь в человеческие (социально окрашенные)?
  2. Раскройте особенности биологического взаимодействия человека и природы
  3. Каковы внутренние и внешние пределы биологического существования человека (индивида)? Рода?
  4. Почему Маркс вслед за Фейербахом назвал человека “существом родовым”? Что значит “простейшее отношение” и почему именно потребление является таковым для человеческого общества? Для чего нам было необходимо отвлекаться от конкретного (и исторического) при рассмотрении индивида и общества?
  5. Опишите роли половых различий с точки зрения существования рода. Что такое половая потребность и родительский инстинкт в соотнесении с человеком и обществом (в чем различие этих потребностей?)
  6. Что такое семья? Как характеризуются с точки зрения развития и угасания биологического индивида отношения между разными поколениями и друг к другу? Как характеризуют эти отношения само общество?