Рисунки
Херлуф Бидструп
Издательство «Искусство», Москва 1969-1970 год
Скачать Том 1 Том 2 Том 3 Том 4
Херлуф Бидструп (1912-1988) датский художник-карикатурист и общественный деятель, коммунист. Автор свыше 5 тысяч рисунков.
Книги с рисунками Бидструпа издавали в СССР огромными тиражами, Бидструп был убеждённым коммунистом и считался в СССР «прогрессивным художником», потому что в своих карикатурах «обличал язвы и пороки капиталистического общества».
С 1945 года работал в газете Компартии Дании «Ланд ог фольк». Много раз посещал СССР. Почётный член Академии художеств СССР.
Кто-то видел его отдельные рисунки в журналах, книгах, других печатных изданиях. Кому-то посчастливилось смотреть художественные альбомы, посвященные его творчеству.
Бидструп рисовал карикатуры, политические шаржи, путевые заметки но более всего он известен своими комиксами — небольшими смешными рассказами в картинках. Его тонкий юмор не имеет национальных границ. Эти смешные, курьезные, трагикомичные рассказы в картинках понятны любому человеку, независимо от возраста и национальности. Тематика абсолютно разная — бытовые сценки, случаи на улице, в транспорте, на отдыхе, различные жизненные ситуации, порой доведенные до абсурда.
Херлуф Бидструп – художник непростой судьбы, практически забытый нынче на родине из-за своих левых убеждений, но хорошо памятный тем, кому довелось держать в руках его советский альбомный четырёхтомник. Подпольщик-нелегал, скрывавшийся от немцев, оккупировавших Данию, и рисовавший карикатуры на Гитлера. Лауреат Ленинской премии «За укрепление мира между народами», окончивший жизнь на родине в нужде, многие годы он страстно отстаивал в своих карикатурах гуманистические идеалы, а с помощью рисованных рассказов умел одинаково рассмешить и растрогать зрителя…
Для начала нужно решительно разделить творчество художника на два магистральных направления: его деятельность как карикатуриста и как рассказчика рисованных историй. Причём, высочайшего уровня мастерства он достиг в обоих случаях, да и разделить их порой не так просто. Подчас художник ловко сплетает политические сюжеты и жизненные истории, превращая карикатуры-комиксы в философские притчи. Вот девушка, перед которой, бахвалясь и рассчитывая на восхищение, солдат взрывает дом, выбирает строителя, который этот дом восстанавливает. Вот любящий отец семейства ужинает с близкими, нянчится с детьми, радуется жизни, после чего надевает колпак Ку-клукс-клана и исчезает в ночи. Вот человек, продирающийся по бюрократической лестнице, уменьшается в размерах настолько, что печать с штемпелем «отказать» давит его, как букашку.
Это смешение грустного и страшного со смешным и философским выделяет Бидструпа среди прочих представителей «лёгкого», на первый взгляд, жанра. Легко выдавить слезу, чуть сложнее – рассмешить, заложить идею не так просто, но сделать это всё разом, оставив зрителя в благоговейном смятении перед открывшимся простором интерпретаций – удел гения. Удивительно, но кажется совершенно невозможным назвать художника «низкого» жанра гением, но, собственно, почему? Почему известный лаконизм супрематистов, абсурдистов, дада- и прочих «истов» (над которыми Бидструп тоже подшучивал) заслуживает подобных сравнений, а блестящий, выведенный одной линией профиль – нет? Одно из знаменитейших произведений Пикассо «Голубь мира» также нарисовано одной линией. Но ни один «классический» художник не может позволить себе той эмоциональной заразительной контрастности и осязаемой экспрессивности движения персонажей. На одной странице в десяти с небольшим эпизодах Бидструп рассказывает полноценную историю с завязкой, кульминацией, развязкой, с раскрытием характеров и тончайшим психологизмом.
Кстати, о характерах и психологизме – именно Бидструп создал всем известную иллюстрацию, на которой раскрываются четыре юнговских темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Добивается этого художник с невыносимым изяществом – он позволяет одному человеку сесть на шляпу другого и просто наблюдает за реакцией, которая будет весьма красноречива.
Вообще, когда смотришь большинство историй Бидструпа, не покидает ощущение их небывалой актуальности. Не вчерашней и не позавчерашней. Сегодняшней и, может быть, завтрашней. И речь здесь идёт не только о «вечных» темах (которые, безусловно, тоже нужно уметь подать и «продать» зрителю) вроде проблемы отцов и детей, любви и ревности, семьи и одиночества и так далее. Художник не забывает о проблемах чрезмерного, непропорционального обогащения и без того богатых, о тяге к милитаризации и войнам, делению на политические и расовые группы и порождаемой этим ненависти. Впрочем, Бидструпу свойственны и куда более легкомысленные шпильки вроде иронии над «современными» художниками (чьё творчество по сей день не слишком изменилось), чрезмерным феминизмом, стиранием границ между мужественностью и женственностью и так далее.
Но, помимо подобных историй, у художника предостаточно «незамутнённых» исключительно витальных и жизнерадостных комикс-рассказов. Это истории о влюблённости, забавные рассказы на грани анекдота, комиксы о детях и животных. Бидструп ухватывает обыденность и, разбавляя её фантазией, гиперболизируя подробности на свой вкус, выжимает из неё весь возможный спектр эмоций. Спор о закрытой форточке в транспорте летом, отец, оставленный наедине с ребёнком и не умеющий его успокоить, наследник, который никак не может дождаться своего наследства и умирает, так и не увидев его – неординарный взгляд на ординарные вещи плюс лаконичная, но намертво прилипающая к сетчатке подача решают всё.
Несмотря на то, что политическая карикатура не столь долговечна и актуальна – она имеет наибольшую ценность именно в момент появления в печати – не стоит забывать и о ней, ведь равного Бидструпу мастера было ещё поискать. Сам художник утверждал, что карикатура должна быть похожей на прообраз в большей степени, чем фотография. Любое обратное утверждение – заблуждение, если карикатура не похожа на оригинал, значит она не удалась. Карикатура означает преувеличение, но не искажение действительности. Если художник хочет выбрать объектом критики и сатиры политического деятеля, то он, не отходя от внешнего характерного облика самого человека, должен воплотить в его фигуре проповедуемые политиком идеи. Изображая его обрюзгшим и жирным, можно показать, что персонаж разжирел за счёт простого народа, делая же худым, нужно дать понять, что народ худеет вместе с ним. Только удержав баланс, обладая зорким глазом и твёрдой рукой можно стать настоящим карикатуристом – это роднит его профессию с профессией снайпера. К слову, у одного и у другого, по сути, есть всего одна попытка. И Бидструп умело использовал подавляющее количество своих попыток, страстно отстаивая близкие ему ценности и борясь с нацизмом, фашизмом, капитализмом, милитаризмом, расизмом, сегрегацией, бюрократией etc.
Принципиальность и неуёмность художника сделали его постепенно изгоем в родной Дании и произошло это гораздо позже ухода оттуда оккупационных немецких войск – политические конформисты не могли простить ему левых убеждений, от которых Бидструп наотрез отказывался отрекаться. Он перебивался на нескольких подработках, получал скромные гонорары за издания в СССР, но никогда не бросал любимого дела. Много лет спустя внук-астрофизик назвал именем деда планету и теперь, где-то над нашими головами, летит сквозь межзвёздную тьму планета по имени Бидструп… (источник )