Самодвижение

Скачать ePub PDF печать

Самодвижение — собственное, внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий.

Все диалектические системы античной философии в той или другой форме придерживались идеи Самодвижения: материалистические системы – Самодвижение всего мира, идеалистические – Самодвижение сознания. Идея Самодвижения имплицитно содержалась и в философских системах нового времени, разрабатывавших проблему субстанции (Спиноза, Лейбниц). В естествознании нового времени первым, не вполне еще адекватным выражением идеи Самодвижения явились закон сохранения количества механического движения (Декарт) и законы инерциального движения (Галилей, Ньютон). Существенный вклад в проблему Самодвижения материи внесли Дж. Толанд и французские материалисты 18 в. Материализм нового времени, однако, не смог поставить и решить наиболее существенные проблемы Самодвижения: вопрос о его источнике и о применении общей идеи Самодвижения материи к анализу Самодвижения конкретных систем. Эти проблемы нашли идеалистическое истолкование в классической немецкой философии, в особенности у Гегеля.

Диалектико-материалистическая концепция Самодвижения исходит из того, что Самодвижение присуще не только материи в целом, но и всем ее конкретным видам. Источником Самодвижения являются внутренние причины. Это прежде всего противоречия, свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы – например, взаимодействие отдельных составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутренние источники. Самодвижение, связанное с направленным, необратимым изменением, составляет особый тип Самодвижения – саморазвитие. В этом пункте концепция Самодвижения непосредственно смыкается с общей диалектической концепцией развития, в которой «…главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358).

Материя как таковая абсолютно не обусловлена в своем Самодвижении какими-либо внешними воздействиями. Однако абсолютный характер Самодвижения материи в целом проявляется в относительных Самодвижениях конкретных материальных систем – относительных потому, что всякая материальная система подвержена воздействию других материальных систем, выступающих по отношению к данной системе как условия ее Самодвижения. Воздействие внешних факторов на самодвижущуюся систему тем значительнее, чем менее организованна система. Поэтому одним из существенных условий и критериев повышения организации системы является усиление ее «автономности» по отношению к внешним воздействиям, то есть возрастание роли внутренних источников развития – возрастание Самодвижения, благодаря чему система получает большие возможности как для сохранения устойчивости, так и для адекватной реакции на изменения среды.

В человеческом обществе Самодвижение основывается на специфически человеческой деятельности, прежде всего – на развитии материального производства. На высших стадиях развития общества (коммунистическая формация) Самодвижение утрачивает стихийный характер, присущий ему в условиях антагонистических формаций. Постоянным условием и элементом Самодвижения, наряду с объективными условиями, здесь становится сознательное планирование, превращающееся в материальную силу развития через планомерную деятельность всего общества.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.