Сознание

Скачать ePubmobi PDF печать

Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена Сознания  каждая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в самый подход к определению Сознания.

В философии при материалистическом решении ее основного вопроса Сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не Я», как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира; как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под Сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.

При социологическом подходе Сознание рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, правосознание, социальная психология).

В психологии Сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, то есть, предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Поскольку предметом Сознания является не только внешний мир, но и сам субъект – носитель Сознания, постольку одним из существенных моментов Сознания является самосознание. Конституирующие признаки Сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление…

… Понятие психики шире понятия Сознание. Под психическими явлениями имеются в виду все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления, память, мышление), психические состояния (эмоции, настроения, бодрость, усталость и т.п.), а также психические свойства личности (наблюдательность, находчивость, черты характера, типы темперамента и т.п.).

Если психика является достоянием всего животного царства, то Сознание присуще лишь человеку.

Но даже у вполне развитого человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля Сознания. Не все ощущения и восприятия становятся фактом Сознания, на что обращал внимание еще Лейбниц: «…Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является величайшим источником заблуждений» («Новые опыты о человеческом разуме», М.–Л., 1936, с. 106).
Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса Сознания, а также установки, инстинкты, навыки и интуицию, автоматизированные действия. Бессознательные формы поведения основаны на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивают разгрузку человека от излишнего напряжения Сознания. В соотношении сознательных и бессознательных процессов в психике человека ведущим является Сознание.

Будучи высшей формой психической деятельности человека, Сознание не тождественно мышлению. Говоря о различии Сознания, например, у буржуа и пролетария, мы имеем в виду не различия в их знаниях, логике мышления и понимании, а прежде всего в интересах, убеждениях, в ценностной ориентации и т.п. В Сознании есть образ не только внеположного объекта, но и образ этого образа, то есть, отражение отражения предметного мира. Таким образом, существенным моментом Сознания является самосознание, которое выражает Сознание в его актуальной данности субъекту.

Самосознание – это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет и противопоставляет себя всему окружающему, определяет свое место в круговороте природных и обществ. событий. Самосознание дает «…человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть, отделять все свое внутреннее от всего привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, – словом, изучать акт собственного сознания» (Сеченов И. М., Избранные философские и психологические произведения, 1947, с. 504). Осознание субъектом своей психической деятельности может осуществляться на разном уровне: от глубокого и ясного самосознания до смутного и неопределенного понимания того, что происходит в «душе».

Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается на уровень теоретического мышления.
Самосознание, будучи и самопознанием, и самоотношением, самооценкой, формируется на определенном уровне развития личности под влиянием социального образа жизни, который требует от человека самоконтроля своих поступков и действий, принятия на себя полной ответственности за них.

Таким образом, мерой и исходным пунктом человека в его отношении к себе выступают прежде всего другие люди, и самосознание по самому существу носит глубоко общественный характер. «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не в качестве фихтеанского философа: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к самому себе как к человеку» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 59, прим.).

Читать полностью: Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970