Тысяча душ

Скачать ePubmobi PDF печать

Писемский А.Ф., 1853-1858 годы

Скачать (djvu), (epub) или Читать

Роман о жизни и быте крепостной России.

Прошло полтора века, а роман очень актуален и для нынешней буржуазной РФ.

«…Дворянско-чиновничье общество отразилось в этом романе по всей вертикали — от захолустной усадьбы и каморки мелкого уездного чиновника до великосветских салонов и приемной столичного вельможи. … Писемский, по-видимому, лелеял такой же дерзкий замысел, как и его великий учитель: показать «всю Русь», показать, как в погоне за душами крепостных рабов безобразно переплетаются умыслы и страсти, как иллюзорны в этом мире циников мечты о жизни, достойной человека…

…В «Тысяче душ» Писемский более убедительно, чем в любом другом своем произведении, показал, что жизнь дворянско-чиновничьего общества сверху донизу характеризуется почти неприкрытым грабежом, продажностью и лихоимством…

…Повествуя о вакханалии всеобщего хищничества, Писемский вскрывает и его основную причину. «Автор дошел до твердого убеждения, — восклицает он, — что для нас, детей нынешнего века, слава… любовь… мировые идеи… бессмертие — ничто перед комфортом… Для комфорта чистым и нечистым путем ищут наследство; для комфорта берут взятки и совершают, наконец, преступления». 

Эти признаки века, ознаменованного невиданным усилением стяжательства, алчности и авантюризма, маниакальной приверженности к комфорту, особенно убедительно воплощены Писемским в образе князя Ивана Раменского… 
…Еще в самом начале работы над романом Писемский так определил основную его мысль: «…что бы про наш век ни говорили, какие бы в нем ни были частные проявления, главное и отличительное его направление практическое: составить себе карьеру, устроить себя покомфортабельнее, обеспечить будущность свою и потомства своего — вот божки, которым поклоняются герои нашего времени, — все это даже очень недурно… Стремление к карьере производит полезное трудолюбие, из частного комфорта слагается общий комфорт и так далее, но дело в том, что человеку, идущему, не оглядываясь и не обертываясь никуда, по этому пути, приходится убивать в себе самые благородные, самые справедливые требования сердца, а потом, когда цель достигается, то всегда почти он видит, что стремился к пустякам, видит, что по всей прошедшей жизни — подлец и подлец черт знает для чего!»…

…Любовь, дружба, чувство долга и признательности — все втоптано в грязь в угоду божкам: деньгам и славе.» (М.П.Еремин. Выдающийся реалист)