Содержание лекции

Второй период формирования человеческого общества. Феодализм

Скачать ePub PDF печать

Крупная земельная частная собственность как предел экстенсивного развития частной собственности и ведущий вид собственности при феодализме

Предпосылки ее возникновения в недрах рабовладения

В рабовладельческой формации ведущим видом ча­стной собственности была собственность на рабов, в феодальной формации — собственность на землю. При­менение рабского труда позволяло сосредоточивать в одних руках все большие земельные площади с целью их производительного использования. 

Однако оптимального развития рабовладельческий способ производства достигает при среднем производстве. Дальнейшее укрупнение земледельческого производст­ва вело к упадку рабовладельческих отношений.

Развитие частной собственности на землю у земле­дельческих народов и на скот у скотоводческих наро­дов должно было рано или поздно достигнуть таких крупных размеров, которые несовместимы с применени­ем рабского труда. В переходе к феодализму, если бы он совершался вследствие развития внутренних проти­воречий, главную роль играли  бы «верхи» общества, захватывавшие все больше земель и отрывавшиеся от общинных связей, подобно тому как главную роль в переходе от доклассового общества к классовому игра­ли «верхи» родоплеменных общин.

В конечном счете для развития феодализма наибольшее значение имела собственность на землю, а не на скот. Кочевое скотоводство с использованием лошади возможно без дальнейшего усовершенствования средств труда. Напротив, земледелие, особенно с выходом за пределы мягких земель, требует применения более со­вершенных, чем каменные, железных средств труда. Кроме того, кочевое скотоводство в конце концов до­стигает определенных пределов экстенсивного разви­тия — использования всех свободных земель. Даль­нейшее развитие скотоводства может происходить глав­ным образом интенсивно, а это невозможно без увели­чения и улучшения кормов, последнее же осуществля­ется благодаря развитию земледелия. Кочевое ското­водство, достигнув в общем и целом пределов своего экстенсивного развития, теряет способность к разви­тию, обособленному от земледелия, и начинает разви­ваться в основном на почве земледелия. Поэтому и у кочевых скотоводов пусть в конечном счете, но разви­вается крупная земельная собственность.

Для рабовладельческой формации оптимальной бы­ла частная земельная собственность средних размеров. Образование крупных рабовладельческих хозяйств оз­начало загнивание рабовладельческого способа произ­водства. Напротив, для феодальной формации опти­мальна крупная частная земельная собственность. В  рабовладельческой формации частная собственность хотя и играла ведущую роль в развитии, окончательно ут­вердилась и в этом смысле победила, однако всегда ос­тавалась в общем и целом придатком, подчиненным моментом общинной собственности. Напротив, в фео­дальной формации господствует частная собственность (точнее, крупная земельная частная собственность), а общинная собственность в общем и целом низводится на положение подчиненного момента.

Специфика структуры частной собственности при феодализме

При феодализме крупная частная собственность впервые в истории человечества стала господствовать над средней и мелкой собственностью в масштабах всего общества. Притом  собственности именно на землю. Это предел экстенсивного развития частной собственности, ибо теперь в обществе в целом господствует крупная частная собственность. Но качественно она еще ограниченна: это собственность именно на землю.

Частная собственность на землю — это частная собственность на естественно возникшее средство производства, на средство производства, преимущественно данное природой в готовом виде, а не созданное трудом. Поэтому господство в обществе крупной земельной частной собственности не есть господство частной собственности, отделившейся, так сказать, в чистом виде как общественные производственные отношения от естественно возникших отношений. Частная собственность еще существует здесь на неадекватной основе. 

Адекватной основой частной собственности служат созданные произведенные средства производства, средства производства, являющиеся продуктами труда. Поэтому естественно возникшие отношения еще входят в самую плоть и кровь господства крупной частной собственности.

Господство крупной частной собственности на землю во всемирно-историческом масштабе возможно лишь до тех пор, пока не развилась крупная промышленность, а вместе с ней крупная частная собственность в области промышленности. Господство крупной частной собственности на землю необходимо предполагает ручные орудия труда. В лучшем случае используются силы природы в качестве двигательных сил. Господство крупной частной собственности на землю уже неизбежно предполагает широкое применение железных орудий в земледелии. Только при преобладании в земледелии применения железных орудий труда, т. е. орудий с необходимостью предполагающих предварительную обработку, становятся возможными преодоление господства в земледелии естественно возникшего отношения к земле и установление господства частной собственности на землю. Помимо этого господство крупной частной собственности на землю необходимо предполагает устранение рабства, ибо оптимальным для рабовладения является среднее по размерам хозяйство, дальнейшее увеличение размеров хозяйства делает применение рабского труда все более затруднительным. Однако господство крупной частной собственности на землю невозможно также при полном устранении всякой естественно возникшей связи собственников земли с теми, кто ее обрабатывает, и естественно возникшей связи тех и других с землей.

Широкое распространение железных земледельческих орудий труда служит адекватной основой распространения  чисто частнособственнических отношений на орудия труда. Поэтому при широком распространении железных земледельческих орудий и господстве крупной частной собственности на землю необходимой является частная собственность производителей на орудия земледельческого труда. В то же время необходимо же сохраняется естественно возникшее отношение к земле и у крупных частных собственников земли и у производителей, а через посредство отношения к земле как естественно возникшего сохраняется и отношение тех и других друг к другу как естественно возникшее  отношение. Следовательно, крупный земельный собственник есть не только частный собственник, он является также как бы естественным, природным собственником земли, и постольку не только земля принадлежит ему, но и он принадлежит земле, остается просто особым природным телом. Производитель же отнюдь не есть человек, просто лишенный собственности на землю. Он сам сохраняет еще связь с землей как естественно возникшую, а значит, он сам, его тело в этой связи остается как бы придатком к земле. Земля и производитель в этой связи только разные природные тела, природно связанные друг с другом.

Вместе с тем в сути самого отношения отнюдь не заключено с необходимостью, чтобы крупный частный собственник земли был и непосредственным земледельцем-производителем. Скорей наоборот, суть самого отношения такова, что он в конечном итоге перестает быть непосредственным производителем, а становится лишь потребителем не им произведенного. Непосредственные   производители-земледельцы являются частными собственниками орудий труда и к тому же, поскольку они связаны с землей естественно возникшей связью, еще природно, телесно скреплены с землей и с собственником земли.

В отличие от существующих ныне взглядов на «внеэкономическое принуждение» мы полагаем, что сами по себе естественно возникшие связи не требуют принуждения в широких масштабах, они реализуются сами собой, в силу обычаев, традиций, что «внеэкономическое принуждение» в широких масштабах становится необходимым тогда, когда, во-первых, еще преобладают и сохраняют большое значение естественно возникшие связи, но, во-вторых, эти связи нарушаются возникшими и развивающимися частнособственническими отношениями. Рассматривать «внеэкономическое принуждение» в рамках лишь соотношения экономики и политики — значит отвлекаться от стороны, существенной для решения вопроса, от естественно возникших связей и от процесса их преобразования.

При преобладании крупной земельной частной собственности главное средство производства — земля, естественно возникшее средство производства. Поэтому, несмотря на преобладание крупной частной земельной собственности над средней и мелкой частной собственностью, частная собственность в общем и целом еще как бы находится в скорлупе естественно возникших отношении. Община как бы образует общую «оболочку», в которой развивается частная собственность. Однако крупная частная собственность на землю есть та предельная форма, в которой частная собственность еще развивается под эгидой естественно возникших связей общинного устройства. Частная собственность при феодализме похожа на зародыш в яйце, выросший настолько, что ему остается только разбить и сбросить скорлупу общинных отношений, естественно возникших связей людей друг с другом и с остальной природой.

Типичное строение феодального общества в целом

Переход от природных связей к исторически возникшим 

Естественно возникшие связи людей друг с другом и с остальной природой еще не вполне преобразованы ис­торически возникшими отношениями людей друг к другу и к остальной природе. Те и другие относятся друг к другу уже не как существенно различные стороны (та­ково их отношение в рабовладельческом обществе), а как существенные противоположности. Противополож­ность есть такое отношение сторон, когда стороны вза­имно исключают друг друга, и именно их взаимоисклю­чение, их взаимоотрицание представляют собой их связь друг с другом.

Общественные производительные силы в определен­ной мере еще слиты с естественно возникшим отноше­нием к природе: во-первых, земледелец продолжает оставаться (хотя и на качественно иной ступени) в некоторой степени нерасчлененно и производителем, человеком труда, и средством производства, он еще в значительной степени как природное тело связан с зем­лей; во-вторых, земля преимущественно естественно возникшее, а не созданное трудом средство производ­ства. Производственные отношения также еще суще­ствуют отчасти нерасчлененно с естественно возникши­ми отношениями людей друг к другу и к остальной природе, не произошло еще полного отчленения произ­водственных отношений и от производительных сил.

Известная нерасчлененность еще сохраняется так­же, если сопоставлять друг с другом способ производ­ства, надстройку, формы общественного сознания. От­носительная самостоятельность надстройки и форм об­щественного сознания по отношению друг к другу и по отношению их к способу производства при феода­лизме возрастает. Следовательно, возрастает и опосредованность их связи. Вместе с тем имеет место и еще незавершившееся отчленение их друг от друга.

На первом плане остается расчленение общества по степени и характеру отношения членов общества к ес­тественно возникшим связям. Мы уже писали, рас­сматривая рабовладельческое общество, что различия по степени и характеру отношения членов общества к естественно возникшим связям есть не просто различия в естественно возникших связях самих по себе: с воз­никновением и развитием частной собственности эти различия все больше определяются преломлением отношений частной собственности через естественно воз­никшие связи. Таковы сословные различия. В разви­тии феодализма классовое деление общества играет ве­дущую роль, однако существует и проявляется через сословное деление.

Любопытно, что для рабовладельческого общества характерно несовпадение сословного и классового де­ления. Рабы вообще исключены из сословного деле­ния, поскольку они остаются именно рабами, а не за­нимают то или иное промежуточное положение между рабами и свободными. Рабовладельцы как таковые не выделяются в особое сословие. Для феодального обще­ства характерно уже совпадение сословного и классо­вого деления, хотя, конечно, полного совпадения не на­блюдается: крестьянство принадлежит к одному со­словию, значительная часть (но не все) частных зе­мельных собственников в развитом феодальном обще­стве принадлежит к нескольким сословиям, в совокуп­ности охватывающим собой почти весь класс частных земельных собственников (например, князья, дворян­ство, духовенство, скажем, в Германии XIV в.).

В этом значительно большем (по сравнению с ра­бовладельческим обществом)  совпадении сословного деления с классовым при феодализме проявляется ка­чественно новая стадия развития частнособственничес­ких отношений и преобразования последними естест­венно возникших отношений.

В рабовладельческом обществе отношение рабовла­дельцев к рабу как к объекту, как к средству произ­водства, безусловно, преобладало. Но ведь постольку отношение между рабом и рабовладельцем не есть про­изводственное отношение разных людей друг к другу, а есть отношение человека к средству  производства (рабу). При феодализме преобладание отношения к не­посредственному производителю как к объекту начи­нает сменяться преобладанием отношения к нему как к субъекту, но это еще сам период перехода от первого ко второму в масштабах всемирно-исторического разви­тия. Таким образом, если отношение рабовладельца к рабу есть главным образом отношение человека к ос­тальной природе (куда входит раб), если рабовладе­лец относится к рабу как к естественно возникшему средству производства, то отношение феодала к непо­средственному производителю является переходным от отношения к нему как средству производства к отно­шению к нему как к человеку. В рабовладельческом обществе рабы по преимуществу еще не собственно класс людей, а класс средств производства, природных тел, используемых в качестве средств производства, постольку отношения класса рабовладельцев и класса рабов не есть производственные отношения. Частно­собственнические производственные отношения еще не проникают решающим образом внутрь самого процес­са производства. Производственными отношениями они все же оказываются потому, что рабы остаются людь­ми, и внутри отношения рабовладельца и раба как субъекта и объекта присутствует в качестве подчинен­ного, но существенно отличного момента отношение рабовладельца и раба как отношения субъектов друг к другу. При феодализме впервые в истории человече­ства эксплуататоры начинают относиться к эксплуати­руемым как к связанным «естественно возникшей» связью (через отношение к земле), как к средствам производства и вместе с тем одновременно эти отно­шения эксплуататоров и эксплуатируемых превраща­ются в отношения субъектов друг к другу, г. е. собст­венно производственные отношения. Таким образом, впервые в истории человечества собственно производ­ственные отношения эксплуататоров и эксплуатируе­мых получают относительно самостоятельное существо­вание, но в еще не преодоленной окончательно обо­лочке «естественно возникших» отношений.

Отсюда следует, что границы основных классов фе­одального общества должны в значительно большей, чем границы класса рабовладельцев, степени совпа­дать с сословным делением. Каждый из них значи­тельно более четко охватывался сословием или группой сословий. И в первую очередь это касается класса экс­плуатируемых. Ибо эксплуатируемые при феодализме впервые в истории включены в жизнь общества не толь­ко в качестве средств производства, но также в каче­стве членов производственных отношений.

В рабовладельческом обществе производственные отношения в их относительной самостоятельности име­ют место главным образом в отношениях рабовладель­цев друг к другу. Производственные отношения в их относительной самостоятельности не выделились в са­мом процессе производства: производственные отношения в них относительной самостоятельности имеются пока в сфере распределения, обмена, потребления как отличных от собственно процесса производства. Лишь при феодализме производственные отношения впервые начинают решающим образом проникать внутрь про­цесса производства, вычленяться в нем, хотя еще не вычленяются полностью.

Широкому применению ручных железных орудий земледельческого труда в конечном итоге соответству­ет частная собственность на средства земледельческо­го труда. Широкое применение ручных железных ору­дий земледельческого труда в конце концов оказыва­ется несовместимым с применением рабского труда, ибо применение железа открывает принципиально но­вые, неизмеримо более широкие и глубокие возможно­сти создания сложных по форме и устройству, более прочных орудий, нежели каменные, деревянные, мед­ные, бронзовые, между тем рабовладельческие отноше­ния по мере их развития, по мере превращения раба в объект, «говорящий инструмент» все больше тормозят общественное развитие.

Лишь при устранении рабства могла быть открыта широкая дорога распространению и совершенствованию железных земледельческих орудий. Однако использо­вание земли, этого естественно возникшего средства производства, в качестве основного средства произ­водства не позволяло устранить естественно возникшую связь людей с землей, а потому и друг с другом, т. е. не позволяло полностью устранить телесную зависи­мость эксплуатируемых производителей от эксплуата­торов, что, в конце концов, тормозило распространение и совершенствование железных орудий. Вследствие этого образовалась такая историческая форма общества, при которой эксплуатируемые непосредственные производители, во-первых, относятся как частные соб­ственники средств земледельческого труда к эксплуа­таторам как частным собственникам земли, во-вторых, остаются вместе с тем связанными с землей естествен­но возникшей связью, а через посредство естественно возникшего отношения к земле они связаны такого же рода связью и с эксплуататором, являющимся с та­кой точки зрения естественным, природным собствен­ником земли. Сам такой собственник в свою очередь принадлежит земле как ее придаток.

Непосредственный производитель со своими средст­вами земледельческого труда как бы нанимается к частному собственнику земли, а частный собственник земли как бы платит ему за труд и за примененные непосредственно производителем средства труда. Уже тут имеется в неразвитом виде товарное отношение и переворачивание на поверхности действительных отно­шений: создается объективная видимость, что собствен­ник земли благодетельствует непосредственного произ­водителя. Между тем собственник земли при этом сво­им трудом ничего не производит, а лишь присваивает часть труда непосредственного производителя. Но то­варное отношение при господстве частной земельной собственности не может быть развитым, ибо главную роль в производстве продуктов земледелия играют ес­тественные процессы, а труд земледельца скорее соз­дает внешние условия для протекания этих процессов, т. е. не преобразует их внутреннюю природу, самым существенным   компонентом производства служит земля.

Часть земледельческой продукции присваивает соб­ственник земли, часть остается непосредственному про­изводителю. Та часть, которая переходит в руки зе­мельного собственника, представляет собой феодаль­ную ренту. Общепринято считать феодальную ренту су­губо экономическим отношением. Мы полагаем, что это образование менее развитое, чем это обычно представ­ляют. Феодальная рента есть историческая форма при­своения феодалом части труда непосредственного про­изводителя, существующая при наличии еще сохраняю­щегося естественно возникшего отношения к земле, и это отношение необходимо входит как момент в фео­дальную ренту.

Поскольку и эксплуататоры и эксплуатируемые от­носятся к земле как к естественно возникшему средст­ву производства, а значит, и к взаимному отношению как к естественно возникшему, постольку это отноше­ние устойчиво, воспроизводится в течение многих поколений, изменяется медленно. Поэтому и в целом об­щественные отношения при феодализме изменяются очень медленно, хотя и быстрее, чем в рабовладельче­ском обществе.

Поскольку упомянутое отношение остается естест­венно возникшей связью с землей и через это друг с другом, постольку основными силами, поддерживаю­щими эту связь, оказываются силы, характерные для родоплеменной общины, — обычаи, традиции. Посколь­ку же естественно возникшая связь разлагается част­нособственническими отношениями, постольку основной силой является принуждение.

Этапы (субстадии) феодализма

Как всякий процесс развития, феодализм проходит стадии начала (предпосылок), первоначального возникновения сущности, формирования, зрелости, упадка и умирания.

Начало — подготовка возникновения феодализма. В недрах рабовладельческого общества создаются исторические предпосылки феодального общества:

— изготовление и распространение орудий и оружия из железа

— перерастание рабовладельческих землевладельческих хозяйств в крупные хозяйства.

Первоначальное возникновение феодализма — это период смены рабовладения на феодализм.

Стадия формирования феодализма. Основная масса крестьянства приобретает в свою собственность средства земледельческого труда и надел земли в наследственное пользование, а феодалы превращаются в наследственных владельцев земли.

Зрелость, рассвет феодализма. Непосредственный производитель-земледелец имеет максимальную заинтересованность в своём труде и в его результатах, при этом сохраняется естественно возникшая связь его с землёй и с собственником земли. Это возможно, когда производителю-собственнику выделен феодалом в нерушимо наследственное пользование надел земли, и он имеет в своей собственности средства земледельческого труда. Нерушимое наследственное пользование — такое пользование, когда нарушение его феодалом есть нарушение нормальных отношений, это пользование наделом земли, переходящее в право частной собственности на землю, т.е. право владения, достигающее предела, за которым лежит право частной собственности на землю.

Такому отношению непосредственного производителя к земле в наибольшей степени соответствует нерушимо наследственная собственность феодалов на землю. Но на стадии расцвета, зрелости феодализма она не может быть чисто частной или по преимуществу частной собственностью. Потому как частная собственность несовместима с нерушимо наследственным владением землёй. Право чисто частной собственности на землю необходимо связано с правом свободы завещания. Высшим же выражением нерушимости наследственного владения землёй является майорат — передача земли по наследству именно старшему сыну.

В сути таких отношений заключены исторически возникшие общественные отношения и естественно возникшая связь феодалов друг с другом. Устойчивость крупных земельных владений при наличии мелких крестьянских хозяйств возможна через систему промежуточных земельных владельцев. Непосредственная производительная единица – хозяйство производителя-земледельца, обрабатывающего наследственный земельный надел при помощи принадлежащих ему средств земледельческого труда. Такому хозяйству будет соответствовать устройство класса землевладельцев – иерархия феодалов, где высший верховный владелец земли – король, царь и т.д.

Эта система держится силой обычаев, традиций, содержит естественно возникшие связи (отношения феодалов и непосредственных производителей земледельцев и отношения феодалов друг к другу). А так как развиваются частнособственнические, классово-антагонистические отношения, то главным средством сохранения и развития системы в целом является принуждение.

Важным моментом феодализма является феодальная рента, принимающая разные формы на разных этапах:

— при становлении – отработочная рента

— при зрелом феодализме – оброчная земельная рента

— при загнивающем – денежная земельная рента

Стадия загнивания, умирания феодализма. Использование всей территории Земли, доступной для обработки железными орудиями труда приводит к пределу экстенсивного развития. Интенсивное развитие феодализма требует совершенствования железных средств земледельческого труда и развития культуры земледелия. Устранение рабства вело к поискам обеспечения труда, к росту потребности в рабочей силе, к росту заинтересованности в увеличении производительности труда. Использование природных сил (сила воды, ветра, животных) для приведения в движение средств труда, начавшееся еще до феодализма, широким и характерным стало лишь при феодализме. Например, водяное колесо, изобретенное ранее, распространилось только при феодализме. Железные средства обработки земли открывали возможность обработки твердых земель, но для этого требовалась двигательная сила (больше чем сила людей, волов, быков), которой стала сила лошади. Именно при феодализме лошадь (с упряжью с мягким хомутом, постромками и оглоблями, железными подковами) получила наиболее полное и широкое применение. Устранение рабства, установление феодальных отношений усилило заинтересованность непосредственных производителей в совершенствовании средств труда по обработке продуктов земледелия и скотоводства – что позволило использовать более сложные средства труда, чем использовались рабами.

Наиболее сложное приспособление для обработки продуктов земледелия и скотоводства требовало изготовление одежды. Так при феодализме были распространены и усовершенствованы прядильный и ткацкий станки, коренным образом отличавшиеся от приспособлений древнего мира.

Совершенствование железных средств труда и вооружения, всё более широкое использование железа для изготовления средств обработки земли и продуктов земледелия и скотоводства привели к развитию добычи железной руды, металлургии, совершенствованию столярных и токарных инструментов. Высокая производительность труда и усложнение труда по обработке продуктов земледелия и скотоводства, добычи (полезных ископаемых), а также по изготовлению средств труда, в конце концов, уже в условиях феодализма  привело к отделению ремесла от земледелия.

Ремесло – особый вид труда, заключающийся во вторичной, третичной, и т.д. обработке продуктов земледелия, скотоводства, добычи главным образом ручными орудиями труда в мелких и средних масштабах. Отделение ремесла от земледелия и скотоводства произошло ещё с переходом скотоводству и земледелию, существовало и развивалось в рабовладельческом обществе. Ремесло, развивающееся при феодализме и концентрирующееся в городах, остаётся включённым в феодальные отношения.

Ремесленники, горожане вначале остаются феодально зависимыми. Преобладание натурального хозяйства ведёт к относительно невеликому рынку сбыта. Рост рынка и развитие феодализма идут очень медленно. Поэтому масштабы ремесленного производства ограничены. Ограниченный рынок, бегство крепостных в города и борьба с произволом феодалов вызывают объединение ремесленников в корпорации, а в предельном случае в союз корпораций. Развитый феодализм характеризуется образованием центров феодально организованного ремесла. В городах ремесло становится наследственным, с передачей мастерской, средств труда и т.д. по наследству. (Аналогия с земледелием – хозяйственная ячейка — мелкое хозяйство земледельца с наследным земельным наделом) Также ремесленники могли обрабатывать и небольшие участки земли.

Логическое начало капитализма

Специфика перехода от феодализма к капитализму

Отделение феодального ремесла в рамках феодализма мы можем обозначить с точки зрения логики как начало капитализма, однако сущность капитализма еще не возникла, собственно капитализма нет, это – его подготовительный этап.

По мере роста производительности земледельческого труда, отделения ремесла от земледелия и концентрации ремесла в городах растет обмен излишками продукции, развиваются товарно-денежные отношения, но развиваются,  в соответствии с темпами всего феодального развития, весьма медленно. Тем не менее, постепенно растет рынок, его масштаб, расширяется ассортимент предметов для продажи. Стоит отметить, что возможности роста рынка прежде всего и главным образом определяется возможностями развития ремесла, которые при феодализме гораздо шире и глубже, чем на предшествующих этапах развития человеческого общества.

Разложение феодализма может идти двумя, по нашему мнению, не равновероятными путями. Первый (наиболее вероятный): перевод феодально зависимых крестьян на денежную ренту, в связи с ростом потребностей феодала в покупных продуктах, и усиление эксплуатации крестьянства. Второй путь (менее вероятный): постепенное превращение крестьян, наследственно владеющих наделом земли, в свободных частных собственников земли. Возможность этого обусловлена ростом междоусобных распрей феодалов, их гибелью в жестокой борьбе друг с другом, при сохранении общинной солидарности крестьян.

Подобно рабовладельческой формации, феодальная формация не может перейти на следующую, более развитую стадию формирования человеческого общества путем классовой борьбы основного эксплуатируемого класса. Как для начала кризиса рабовладения свойственен рост крупных восстаний рабов, так и для феодализма, переходящего в стадию упадка, характерны крестьянские восстания. Однако же, хотя они расшатывали соответствующий строй, они всё же были бесперспективны. В случае победы возможны были либо возвращение к тому, против чего шла борьба, либо попытка возврата к более ранним стадиям развития. Смена каждой из этих формаций вследствие действий основных сил, определяющих лицо формации, была бы сменой, производимой сверху. Применительно к феодальной формации это означало бы приспособление феодалов к требованиям растущего рынка, содействие  росту товарно-денежных отношений. Вместе с тем, в обоих случаях смена формации революцией сверху маловероятна. Первого случая мы уже коснулись, остановимся же на втором. Феодализму, как мы уже упоминали, свойственна замедленность развития, огромная роль обычаев и традиций, устойчивость естественно возникших отношений. Феодалы – продукт и компонент такого общества. Поэтому они, приспосабливаясь к растущим товарно-денежным отношениям, всячески сопротивляются этому росту. Когда же товарно-денежные отношения разовьются, приобретут зрелые формы, разовьются и уже не феодальные общественные силы, которые сметут феодализм.

Революция сверху, в результате которой феодальная формация сменяется капиталистической, в какой-то мере приближающаяся к чистому виду, имеет место тогда, когда феодалы в междоусобицах уничтожают друг друга, а их место занимают собственники, выросшие почти исключительно на почве товарно-денежных отношений.

Совсем не то происходит при капитализме, когда один из основных классов капиталистического общества, порождаемый внутренним развитием последнего, и притом эксплуатируемый класс, является носителем более развитой стадии общества.

На первых двух стадиях (рабовладение и феодализм), развитие осуществляется главным образом не путем сил, созданных внутренним развитием данных формаций, а внешними силами. Тем не менее, важно отметить, что имеется разная степень сформированности внутреннего источника развития, и внешние силы всегда преломляются через этот внутренний источник. Внутреннее развитие, как при рабовладении, так и при феодализме, уже есть необходимость. Внешние силы действуют именно на необходимое внутреннее развитие. Имеются следующие разности: рабовладение сменяется внешними силами, которые не порождены им с необходимостью; силы эти находятся на этапе разложения той стадии общественного развития, которая была пройдена рабовладельческими государствами. Смена феодализма капитализмом тоже осуществляется при посредстве борьбы против феодализма внешних ему сил. Существенная разница заключается в том, что это есть внешняя для сущности феодализма сила, но порождается она внутренним развитием феодализма. Капитализм же уничтожается внутренней для его сущности силой (силой пролетариата), порожденной его внутренним развитием.

Таким образом, источник саморазвития общества постепенно формируется, чем ближе к началу формирования, тем более значительно воздействие сил, внешних для данной стадии формирования человеческого общества, на внутреннее развитие этой стадии. И наоборот.

Всемирно-историческая необходимость феодализма

Именно благодаря феодализму земледелие получило предел своего экстенсивного развития – использование всей территории Земли, пригодной для земледелия (притом такого земледелия, при котором земля всё еще остается естественно возникшим средством производства, а не создается искусственно). Земледелие, в конце концов, именно на этой стадии соединилось со скотоводством, подчинив его себе, благодаря этой стадии решающую роль приобрели средства труда из железа, благодаря этой стадии более широко стали использоваться силы природы (вода, ветер, лошадиная сила, а не только сила быков и волов) для приведения в движение средств труда. Также, на этой стадии создались возможности для массового, широкого отделения ремесла от земледелия, возможности, принципиально отличные от тех, что существовали на прежних стадиях.

Впервые в истории основные, характерные непосредственные производители выделились в качестве относительно самостоятельных субъектов, собственно членов производственных отношений (оставаясь еще в известной степени и объектом, средством производства).

Уровень жизни крестьян при феодализме, несомненно, выше, чем у рабов при рабовладении. Феодал не распоряжается телом и жизнью крестьянина, как своей непосредственной собственностью. Но, вместе с тем, растет и эксплуатация, интенсивность труда: феодал изымает гораздо больше прибавочного продукта, чем рабовладелец, то есть, налицо рост относительного обнищания эксплуатируемых. Рост заинтересованности в своем труде (а она, разумеется, больше у феодальных крестьян) означает и рост интенсификации труда.

Кроме того, то, что феодальный крестьянин является в то же время и субъектом производственных отношений, означает также принципиально иное его отношение к эксплуатации, независимости, свободе. Чем больше и глубже оторван человек от «естественно возникших» связей и чем больше и глубже он включен в исторически возникшие отношения, тем больше и глубже он осознает свободу и угнетение, тем острее он переживает угнетение и сильнее, многообразнее стремится к свободе. Отрицательное отношение к несвободе, угнетению растет, можно сказать, прямо пропорционально становлению человека как субъекта общественных отношений.

Ключевые моменты

Что же нужно подчеркнуть, на что еще раз обратить внимание в заключение?

  1. Рост масштабов хозяйствования послужил разложению рабовладельческой формации — рост количества обрабатываемой земли привел к тому, что собственность на землю приобретала значение большее, чем собственность на непосредственного производителя, появились колоны, своего рода предшественники крепостных крестьян. При этом необходимо отметить, что частная собственность на землю это уже во-первых, крупная частная собственность, а во-вторых, это собственность на средство производства, правда пока естественно возникшее, а потому не являвшееся вполне адекватной основой для качественного, а не количественного развития частной собственности как общественного отношения.  
  2. При феодализме происходит изменение в отношении к непосредственному производителю — он начинает восприниматься субъектом в отличие от раба — это существенные перемены в производственных отношениях, несмотря на их неразвитость, неполную отчлененность от естественно возникших отношений. Формируются сословия, в целом совпадающие с классовым делением общества.
  3. Возникает феодальная рента как неразвитые товарные отношения, развивается противоречие между собственностью и владением (владение при “нерушимом наследственном пользовании” практически переходит в собственность, но ею не становится). При этом и феодал, и крестьянин накрепко связаны землей, воспринимая друг друга через призму отношения к ней.
  4. Развитие орудий из железа служит адекватной основой распространения частнособственнических отношений на орудия труда. Однако в силу того, что орудия создавались в первую очередь для обработки земель и само ремесло развивалось в недрах феодализма, то и естественно возникшие связи, отношение людей к земле и опосредованно этим — друг к другу, сохраняются в своей непосредственности, воспринимаются людьми как природно-данные (отсюда и сила традиций, обычаев). Тем не менее, разделение собственности на земельную и орудийную свидетельствует о начале разложения общинного устройства и о разрыве естественно возникших связей, так как возникновение собственности на произведенные орудия труда — это уже возникновение адекватной основы для частной собственности, очищенной от естественно возникших, природных связей, это — логическое начало капитализма.
  5. Отношения людей по поводу произведенных орудий труда  — это отношения внешней для феодализма сущности, возникшей, однако, в его недрах и на почве достижений всех предыдущих этапов развития общества. Формируется источник саморазвития общества.

Литература

Обязательная литература:

  1. В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии. Часть III Глава 2 §2 Второй период формирования человеческого общества — период развития крупной частной собственности на неадекватной ей основе. Феодальная общественно-экономическая формация
  2. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы
  3. Марксистско-ленинская диалектика (пятитомник)

Дополнительная литература:

  1. Энгельс Ф. Марка
  2. Энгельс Ф. Франкский период
  3. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии
  4. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века
  5. Смирнов И.И. Краткий очерк истории восстания Болотникова

Видео:

  1. Харламенко А.В. Феодальный этап общественного производства
  2. Харламенко А.В. Философия эпохи средневековья
  3. Харламенко А.В. Проблема исторического генезиса капитализма

Вопросы:

  1. Почему феодализм в отличие от капитализма характерен низким ростом производительных сил?
  2. Что вы можете сказать о сходстве или различии развития феодализма в России и Европе?
  3. Существует ли сегодня крестьянство? Если да, то в каких странах, например?
  4. Сохраняется ли сегодня где-либо в мире сословное общество? Если да, то как вы можете охарактеризовать его (социальная и классовая база, условия сохранения и воспроизводства)?
  5. Существует ли объективная возможность отката человечества к феодализму?