Второй период формирования человеческого общества. Феодализм
Contents
Крупная земельная частная собственность как предел экстенсивного развития частной собственности и ведущий вид собственности при феодализме
Предпосылки ее возникновения в недрах рабовладения
В рабовладельческой формации ведущим видом частной собственности была собственность на рабов, в феодальной формации — собственность на землю. Применение рабского труда позволяло сосредоточивать в одних руках все большие земельные площади с целью их производительного использования.
Однако оптимального развития рабовладельческий способ производства достигает при среднем производстве. Дальнейшее укрупнение земледельческого производства вело к упадку рабовладельческих отношений.
Развитие частной собственности на землю у земледельческих народов и на скот у скотоводческих народов должно было рано или поздно достигнуть таких крупных размеров, которые несовместимы с применением рабского труда. В переходе к феодализму, если бы он совершался вследствие развития внутренних противоречий, главную роль играли бы «верхи» общества, захватывавшие все больше земель и отрывавшиеся от общинных связей, подобно тому как главную роль в переходе от доклассового общества к классовому играли «верхи» родоплеменных общин.
В конечном счете для развития феодализма наибольшее значение имела собственность на землю, а не на скот. Кочевое скотоводство с использованием лошади возможно без дальнейшего усовершенствования средств труда. Напротив, земледелие, особенно с выходом за пределы мягких земель, требует применения более совершенных, чем каменные, железных средств труда. Кроме того, кочевое скотоводство в конце концов достигает определенных пределов экстенсивного развития — использования всех свободных земель. Дальнейшее развитие скотоводства может происходить главным образом интенсивно, а это невозможно без увеличения и улучшения кормов, последнее же осуществляется благодаря развитию земледелия. Кочевое скотоводство, достигнув в общем и целом пределов своего экстенсивного развития, теряет способность к развитию, обособленному от земледелия, и начинает развиваться в основном на почве земледелия. Поэтому и у кочевых скотоводов пусть в конечном счете, но развивается крупная земельная собственность.
Для рабовладельческой формации оптимальной была частная земельная собственность средних размеров. Образование крупных рабовладельческих хозяйств означало загнивание рабовладельческого способа производства. Напротив, для феодальной формации оптимальна крупная частная земельная собственность. В рабовладельческой формации частная собственность хотя и играла ведущую роль в развитии, окончательно утвердилась и в этом смысле победила, однако всегда оставалась в общем и целом придатком, подчиненным моментом общинной собственности. Напротив, в феодальной формации господствует частная собственность (точнее, крупная земельная частная собственность), а общинная собственность в общем и целом низводится на положение подчиненного момента.
Специфика структуры частной собственности при феодализме
При феодализме крупная частная собственность впервые в истории человечества стала господствовать над средней и мелкой собственностью в масштабах всего общества. Притом собственности именно на землю. Это предел экстенсивного развития частной собственности, ибо теперь в обществе в целом господствует крупная частная собственность. Но качественно она еще ограниченна: это собственность именно на землю.
Частная собственность на землю — это частная собственность на естественно возникшее средство производства, на средство производства, преимущественно данное природой в готовом виде, а не созданное трудом. Поэтому господство в обществе крупной земельной частной собственности не есть господство частной собственности, отделившейся, так сказать, в чистом виде как общественные производственные отношения от естественно возникших отношений. Частная собственность еще существует здесь на неадекватной основе.
Адекватной основой частной собственности служат созданные произведенные средства производства, средства производства, являющиеся продуктами труда. Поэтому естественно возникшие отношения еще входят в самую плоть и кровь господства крупной частной собственности.
Господство крупной частной собственности на землю во всемирно-историческом масштабе возможно лишь до тех пор, пока не развилась крупная промышленность, а вместе с ней крупная частная собственность в области промышленности. Господство крупной частной собственности на землю необходимо предполагает ручные орудия труда. В лучшем случае используются силы природы в качестве двигательных сил. Господство крупной частной собственности на землю уже неизбежно предполагает широкое применение железных орудий в земледелии. Только при преобладании в земледелии применения железных орудий труда, т. е. орудий с необходимостью предполагающих предварительную обработку, становятся возможными преодоление господства в земледелии естественно возникшего отношения к земле и установление господства частной собственности на землю. Помимо этого господство крупной частной собственности на землю необходимо предполагает устранение рабства, ибо оптимальным для рабовладения является среднее по размерам хозяйство, дальнейшее увеличение размеров хозяйства делает применение рабского труда все более затруднительным. Однако господство крупной частной собственности на землю невозможно также при полном устранении всякой естественно возникшей связи собственников земли с теми, кто ее обрабатывает, и естественно возникшей связи тех и других с землей.
Широкое распространение железных земледельческих орудий труда служит адекватной основой распространения чисто частнособственнических отношений на орудия труда. Поэтому при широком распространении железных земледельческих орудий и господстве крупной частной собственности на землю необходимой является частная собственность производителей на орудия земледельческого труда. В то же время необходимо же сохраняется естественно возникшее отношение к земле и у крупных частных собственников земли и у производителей, а через посредство отношения к земле как естественно возникшего сохраняется и отношение тех и других друг к другу как естественно возникшее отношение. Следовательно, крупный земельный собственник есть не только частный собственник, он является также как бы естественным, природным собственником земли, и постольку не только земля принадлежит ему, но и он принадлежит земле, остается просто особым природным телом. Производитель же отнюдь не есть человек, просто лишенный собственности на землю. Он сам сохраняет еще связь с землей как естественно возникшую, а значит, он сам, его тело в этой связи остается как бы придатком к земле. Земля и производитель в этой связи только разные природные тела, природно связанные друг с другом.
Вместе с тем в сути самого отношения отнюдь не заключено с необходимостью, чтобы крупный частный собственник земли был и непосредственным земледельцем-производителем. Скорей наоборот, суть самого отношения такова, что он в конечном итоге перестает быть непосредственным производителем, а становится лишь потребителем не им произведенного. Непосредственные производители-земледельцы являются частными собственниками орудий труда и к тому же, поскольку они связаны с землей естественно возникшей связью, еще природно, телесно скреплены с землей и с собственником земли.
В отличие от существующих ныне взглядов на «внеэкономическое принуждение» мы полагаем, что сами по себе естественно возникшие связи не требуют принуждения в широких масштабах, они реализуются сами собой, в силу обычаев, традиций, что «внеэкономическое принуждение» в широких масштабах становится необходимым тогда, когда, во-первых, еще преобладают и сохраняют большое значение естественно возникшие связи, но, во-вторых, эти связи нарушаются возникшими и развивающимися частнособственническими отношениями. Рассматривать «внеэкономическое принуждение» в рамках лишь соотношения экономики и политики — значит отвлекаться от стороны, существенной для решения вопроса, от естественно возникших связей и от процесса их преобразования.
При преобладании крупной земельной частной собственности главное средство производства — земля, естественно возникшее средство производства. Поэтому, несмотря на преобладание крупной частной земельной собственности над средней и мелкой частной собственностью, частная собственность в общем и целом еще как бы находится в скорлупе естественно возникших отношении. Община как бы образует общую «оболочку», в которой развивается частная собственность. Однако крупная частная собственность на землю есть та предельная форма, в которой частная собственность еще развивается под эгидой естественно возникших связей общинного устройства. Частная собственность при феодализме похожа на зародыш в яйце, выросший настолько, что ему остается только разбить и сбросить скорлупу общинных отношений, естественно возникших связей людей друг с другом и с остальной природой.
Типичное строение феодального общества в целом
Переход от природных связей к исторически возникшим
Естественно возникшие связи людей друг с другом и с остальной природой еще не вполне преобразованы исторически возникшими отношениями людей друг к другу и к остальной природе. Те и другие относятся друг к другу уже не как существенно различные стороны (таково их отношение в рабовладельческом обществе), а как существенные противоположности. Противоположность есть такое отношение сторон, когда стороны взаимно исключают друг друга, и именно их взаимоисключение, их взаимоотрицание представляют собой их связь друг с другом.
Общественные производительные силы в определенной мере еще слиты с естественно возникшим отношением к природе: во-первых, земледелец продолжает оставаться (хотя и на качественно иной ступени) в некоторой степени нерасчлененно и производителем, человеком труда, и средством производства, он еще в значительной степени как природное тело связан с землей; во-вторых, земля преимущественно естественно возникшее, а не созданное трудом средство производства. Производственные отношения также еще существуют отчасти нерасчлененно с естественно возникшими отношениями людей друг к другу и к остальной природе, не произошло еще полного отчленения производственных отношений и от производительных сил.
Известная нерасчлененность еще сохраняется также, если сопоставлять друг с другом способ производства, надстройку, формы общественного сознания. Относительная самостоятельность надстройки и форм общественного сознания по отношению друг к другу и по отношению их к способу производства при феодализме возрастает. Следовательно, возрастает и опосредованность их связи. Вместе с тем имеет место и еще незавершившееся отчленение их друг от друга.
На первом плане остается расчленение общества по степени и характеру отношения членов общества к естественно возникшим связям. Мы уже писали, рассматривая рабовладельческое общество, что различия по степени и характеру отношения членов общества к естественно возникшим связям есть не просто различия в естественно возникших связях самих по себе: с возникновением и развитием частной собственности эти различия все больше определяются преломлением отношений частной собственности через естественно возникшие связи. Таковы сословные различия. В развитии феодализма классовое деление общества играет ведущую роль, однако существует и проявляется через сословное деление.
Любопытно, что для рабовладельческого общества характерно несовпадение сословного и классового деления. Рабы вообще исключены из сословного деления, поскольку они остаются именно рабами, а не занимают то или иное промежуточное положение между рабами и свободными. Рабовладельцы как таковые не выделяются в особое сословие. Для феодального общества характерно уже совпадение сословного и классового деления, хотя, конечно, полного совпадения не наблюдается: крестьянство принадлежит к одному сословию, значительная часть (но не все) частных земельных собственников в развитом феодальном обществе принадлежит к нескольким сословиям, в совокупности охватывающим собой почти весь класс частных земельных собственников (например, князья, дворянство, духовенство, скажем, в Германии XIV в.).
В этом значительно большем (по сравнению с рабовладельческим обществом) совпадении сословного деления с классовым при феодализме проявляется качественно новая стадия развития частнособственнических отношений и преобразования последними естественно возникших отношений.
В рабовладельческом обществе отношение рабовладельцев к рабу как к объекту, как к средству производства, безусловно, преобладало. Но ведь постольку отношение между рабом и рабовладельцем не есть производственное отношение разных людей друг к другу, а есть отношение человека к средству производства (рабу). При феодализме преобладание отношения к непосредственному производителю как к объекту начинает сменяться преобладанием отношения к нему как к субъекту, но это еще сам период перехода от первого ко второму в масштабах всемирно-исторического развития. Таким образом, если отношение рабовладельца к рабу есть главным образом отношение человека к остальной природе (куда входит раб), если рабовладелец относится к рабу как к естественно возникшему средству производства, то отношение феодала к непосредственному производителю является переходным от отношения к нему как средству производства к отношению к нему как к человеку. В рабовладельческом обществе рабы по преимуществу еще не собственно класс людей, а класс средств производства, природных тел, используемых в качестве средств производства, постольку отношения класса рабовладельцев и класса рабов не есть производственные отношения. Частнособственнические производственные отношения еще не проникают решающим образом внутрь самого процесса производства. Производственными отношениями они все же оказываются потому, что рабы остаются людьми, и внутри отношения рабовладельца и раба как субъекта и объекта присутствует в качестве подчиненного, но существенно отличного момента отношение рабовладельца и раба как отношения субъектов друг к другу. При феодализме впервые в истории человечества эксплуататоры начинают относиться к эксплуатируемым как к связанным «естественно возникшей» связью (через отношение к земле), как к средствам производства и вместе с тем одновременно эти отношения эксплуататоров и эксплуатируемых превращаются в отношения субъектов друг к другу, г. е. собственно производственные отношения. Таким образом, впервые в истории человечества собственно производственные отношения эксплуататоров и эксплуатируемых получают относительно самостоятельное существование, но в еще не преодоленной окончательно оболочке «естественно возникших» отношений.
Отсюда следует, что границы основных классов феодального общества должны в значительно большей, чем границы класса рабовладельцев, степени совпадать с сословным делением. Каждый из них значительно более четко охватывался сословием или группой сословий. И в первую очередь это касается класса эксплуатируемых. Ибо эксплуатируемые при феодализме впервые в истории включены в жизнь общества не только в качестве средств производства, но также в качестве членов производственных отношений.
В рабовладельческом обществе производственные отношения в их относительной самостоятельности имеют место главным образом в отношениях рабовладельцев друг к другу. Производственные отношения в их относительной самостоятельности не выделились в самом процессе производства: производственные отношения в них относительной самостоятельности имеются пока в сфере распределения, обмена, потребления как отличных от собственно процесса производства. Лишь при феодализме производственные отношения впервые начинают решающим образом проникать внутрь процесса производства, вычленяться в нем, хотя еще не вычленяются полностью.
Широкому применению ручных железных орудий земледельческого труда в конечном итоге соответствует частная собственность на средства земледельческого труда. Широкое применение ручных железных орудий земледельческого труда в конце концов оказывается несовместимым с применением рабского труда, ибо применение железа открывает принципиально новые, неизмеримо более широкие и глубокие возможности создания сложных по форме и устройству, более прочных орудий, нежели каменные, деревянные, медные, бронзовые, между тем рабовладельческие отношения по мере их развития, по мере превращения раба в объект, «говорящий инструмент» все больше тормозят общественное развитие.
Лишь при устранении рабства могла быть открыта широкая дорога распространению и совершенствованию железных земледельческих орудий. Однако использование земли, этого естественно возникшего средства производства, в качестве основного средства производства не позволяло устранить естественно возникшую связь людей с землей, а потому и друг с другом, т. е. не позволяло полностью устранить телесную зависимость эксплуатируемых производителей от эксплуататоров, что, в конце концов, тормозило распространение и совершенствование железных орудий. Вследствие этого образовалась такая историческая форма общества, при которой эксплуатируемые непосредственные производители, во-первых, относятся как частные собственники средств земледельческого труда к эксплуататорам как частным собственникам земли, во-вторых, остаются вместе с тем связанными с землей естественно возникшей связью, а через посредство естественно возникшего отношения к земле они связаны такого же рода связью и с эксплуататором, являющимся с такой точки зрения естественным, природным собственником земли. Сам такой собственник в свою очередь принадлежит земле как ее придаток.
Непосредственный производитель со своими средствами земледельческого труда как бы нанимается к частному собственнику земли, а частный собственник земли как бы платит ему за труд и за примененные непосредственно производителем средства труда. Уже тут имеется в неразвитом виде товарное отношение и переворачивание на поверхности действительных отношений: создается объективная видимость, что собственник земли благодетельствует непосредственного производителя. Между тем собственник земли при этом своим трудом ничего не производит, а лишь присваивает часть труда непосредственного производителя. Но товарное отношение при господстве частной земельной собственности не может быть развитым, ибо главную роль в производстве продуктов земледелия играют естественные процессы, а труд земледельца скорее создает внешние условия для протекания этих процессов, т. е. не преобразует их внутреннюю природу, самым существенным компонентом производства служит земля.
Часть земледельческой продукции присваивает собственник земли, часть остается непосредственному производителю. Та часть, которая переходит в руки земельного собственника, представляет собой феодальную ренту. Общепринято считать феодальную ренту сугубо экономическим отношением. Мы полагаем, что это образование менее развитое, чем это обычно представляют. Феодальная рента есть историческая форма присвоения феодалом части труда непосредственного производителя, существующая при наличии еще сохраняющегося естественно возникшего отношения к земле, и это отношение необходимо входит как момент в феодальную ренту.
Поскольку и эксплуататоры и эксплуатируемые относятся к земле как к естественно возникшему средству производства, а значит, и к взаимному отношению как к естественно возникшему, постольку это отношение устойчиво, воспроизводится в течение многих поколений, изменяется медленно. Поэтому и в целом общественные отношения при феодализме изменяются очень медленно, хотя и быстрее, чем в рабовладельческом обществе.
Поскольку упомянутое отношение остается естественно возникшей связью с землей и через это друг с другом, постольку основными силами, поддерживающими эту связь, оказываются силы, характерные для родоплеменной общины, — обычаи, традиции. Поскольку же естественно возникшая связь разлагается частнособственническими отношениями, постольку основной силой является принуждение.
Этапы (субстадии) феодализма
Как всякий процесс развития, феодализм проходит стадии начала (предпосылок), первоначального возникновения сущности, формирования, зрелости, упадка и умирания.
Начало — подготовка возникновения феодализма. В недрах рабовладельческого общества создаются исторические предпосылки феодального общества:
— изготовление и распространение орудий и оружия из железа
— перерастание рабовладельческих землевладельческих хозяйств в крупные хозяйства.
Первоначальное возникновение феодализма — это период смены рабовладения на феодализм.
Стадия формирования феодализма. Основная масса крестьянства приобретает в свою собственность средства земледельческого труда и надел земли в наследственное пользование, а феодалы превращаются в наследственных владельцев земли.
Зрелость, рассвет феодализма. Непосредственный производитель-земледелец имеет максимальную заинтересованность в своём труде и в его результатах, при этом сохраняется естественно возникшая связь его с землёй и с собственником земли. Это возможно, когда производителю-собственнику выделен феодалом в нерушимо наследственное пользование надел земли, и он имеет в своей собственности средства земледельческого труда. Нерушимое наследственное пользование — такое пользование, когда нарушение его феодалом есть нарушение нормальных отношений, это пользование наделом земли, переходящее в право частной собственности на землю, т.е. право владения, достигающее предела, за которым лежит право частной собственности на землю.
Такому отношению непосредственного производителя к земле в наибольшей степени соответствует нерушимо наследственная собственность феодалов на землю. Но на стадии расцвета, зрелости феодализма она не может быть чисто частной или по преимуществу частной собственностью. Потому как частная собственность несовместима с нерушимо наследственным владением землёй. Право чисто частной собственности на землю необходимо связано с правом свободы завещания. Высшим же выражением нерушимости наследственного владения землёй является майорат — передача земли по наследству именно старшему сыну.
В сути таких отношений заключены исторически возникшие общественные отношения и естественно возникшая связь феодалов друг с другом. Устойчивость крупных земельных владений при наличии мелких крестьянских хозяйств возможна через систему промежуточных земельных владельцев. Непосредственная производительная единица – хозяйство производителя-земледельца, обрабатывающего наследственный земельный надел при помощи принадлежащих ему средств земледельческого труда. Такому хозяйству будет соответствовать устройство класса землевладельцев – иерархия феодалов, где высший верховный владелец земли – король, царь и т.д.
Эта система держится силой обычаев, традиций, содержит естественно возникшие связи (отношения феодалов и непосредственных производителей земледельцев и отношения феодалов друг к другу). А так как развиваются частнособственнические, классово-антагонистические отношения, то главным средством сохранения и развития системы в целом является принуждение.
Важным моментом феодализма является феодальная рента, принимающая разные формы на разных этапах:
— при становлении – отработочная рента
— при зрелом феодализме – оброчная земельная рента
— при загнивающем – денежная земельная рента
Стадия загнивания, умирания феодализма. Использование всей территории Земли, доступной для обработки железными орудиями труда приводит к пределу экстенсивного развития. Интенсивное развитие феодализма требует совершенствования железных средств земледельческого труда и развития культуры земледелия. Устранение рабства вело к поискам обеспечения труда, к росту потребности в рабочей силе, к росту заинтересованности в увеличении производительности труда. Использование природных сил (сила воды, ветра, животных) для приведения в движение средств труда, начавшееся еще до феодализма, широким и характерным стало лишь при феодализме. Например, водяное колесо, изобретенное ранее, распространилось только при феодализме. Железные средства обработки земли открывали возможность обработки твердых земель, но для этого требовалась двигательная сила (больше чем сила людей, волов, быков), которой стала сила лошади. Именно при феодализме лошадь (с упряжью с мягким хомутом, постромками и оглоблями, железными подковами) получила наиболее полное и широкое применение. Устранение рабства, установление феодальных отношений усилило заинтересованность непосредственных производителей в совершенствовании средств труда по обработке продуктов земледелия и скотоводства – что позволило использовать более сложные средства труда, чем использовались рабами.
Наиболее сложное приспособление для обработки продуктов земледелия и скотоводства требовало изготовление одежды. Так при феодализме были распространены и усовершенствованы прядильный и ткацкий станки, коренным образом отличавшиеся от приспособлений древнего мира.
Совершенствование железных средств труда и вооружения, всё более широкое использование железа для изготовления средств обработки земли и продуктов земледелия и скотоводства привели к развитию добычи железной руды, металлургии, совершенствованию столярных и токарных инструментов. Высокая производительность труда и усложнение труда по обработке продуктов земледелия и скотоводства, добычи (полезных ископаемых), а также по изготовлению средств труда, в конце концов, уже в условиях феодализма привело к отделению ремесла от земледелия.
Ремесло – особый вид труда, заключающийся во вторичной, третичной, и т.д. обработке продуктов земледелия, скотоводства, добычи главным образом ручными орудиями труда в мелких и средних масштабах. Отделение ремесла от земледелия и скотоводства произошло ещё с переходом скотоводству и земледелию, существовало и развивалось в рабовладельческом обществе. Ремесло, развивающееся при феодализме и концентрирующееся в городах, остаётся включённым в феодальные отношения.
Ремесленники, горожане вначале остаются феодально зависимыми. Преобладание натурального хозяйства ведёт к относительно невеликому рынку сбыта. Рост рынка и развитие феодализма идут очень медленно. Поэтому масштабы ремесленного производства ограничены. Ограниченный рынок, бегство крепостных в города и борьба с произволом феодалов вызывают объединение ремесленников в корпорации, а в предельном случае в союз корпораций. Развитый феодализм характеризуется образованием центров феодально организованного ремесла. В городах ремесло становится наследственным, с передачей мастерской, средств труда и т.д. по наследству. (Аналогия с земледелием – хозяйственная ячейка — мелкое хозяйство земледельца с наследным земельным наделом) Также ремесленники могли обрабатывать и небольшие участки земли.
Логическое начало капитализма
Специфика перехода от феодализма к капитализму
Отделение феодального ремесла в рамках феодализма мы можем обозначить с точки зрения логики как начало капитализма, однако сущность капитализма еще не возникла, собственно капитализма нет, это – его подготовительный этап.
По мере роста производительности земледельческого труда, отделения ремесла от земледелия и концентрации ремесла в городах растет обмен излишками продукции, развиваются товарно-денежные отношения, но развиваются, в соответствии с темпами всего феодального развития, весьма медленно. Тем не менее, постепенно растет рынок, его масштаб, расширяется ассортимент предметов для продажи. Стоит отметить, что возможности роста рынка прежде всего и главным образом определяется возможностями развития ремесла, которые при феодализме гораздо шире и глубже, чем на предшествующих этапах развития человеческого общества.
Разложение феодализма может идти двумя, по нашему мнению, не равновероятными путями. Первый (наиболее вероятный): перевод феодально зависимых крестьян на денежную ренту, в связи с ростом потребностей феодала в покупных продуктах, и усиление эксплуатации крестьянства. Второй путь (менее вероятный): постепенное превращение крестьян, наследственно владеющих наделом земли, в свободных частных собственников земли. Возможность этого обусловлена ростом междоусобных распрей феодалов, их гибелью в жестокой борьбе друг с другом, при сохранении общинной солидарности крестьян.
Подобно рабовладельческой формации, феодальная формация не может перейти на следующую, более развитую стадию формирования человеческого общества путем классовой борьбы основного эксплуатируемого класса. Как для начала кризиса рабовладения свойственен рост крупных восстаний рабов, так и для феодализма, переходящего в стадию упадка, характерны крестьянские восстания. Однако же, хотя они расшатывали соответствующий строй, они всё же были бесперспективны. В случае победы возможны были либо возвращение к тому, против чего шла борьба, либо попытка возврата к более ранним стадиям развития. Смена каждой из этих формаций вследствие действий основных сил, определяющих лицо формации, была бы сменой, производимой сверху. Применительно к феодальной формации это означало бы приспособление феодалов к требованиям растущего рынка, содействие росту товарно-денежных отношений. Вместе с тем, в обоих случаях смена формации революцией сверху маловероятна. Первого случая мы уже коснулись, остановимся же на втором. Феодализму, как мы уже упоминали, свойственна замедленность развития, огромная роль обычаев и традиций, устойчивость естественно возникших отношений. Феодалы – продукт и компонент такого общества. Поэтому они, приспосабливаясь к растущим товарно-денежным отношениям, всячески сопротивляются этому росту. Когда же товарно-денежные отношения разовьются, приобретут зрелые формы, разовьются и уже не феодальные общественные силы, которые сметут феодализм.
Революция сверху, в результате которой феодальная формация сменяется капиталистической, в какой-то мере приближающаяся к чистому виду, имеет место тогда, когда феодалы в междоусобицах уничтожают друг друга, а их место занимают собственники, выросшие почти исключительно на почве товарно-денежных отношений.
Совсем не то происходит при капитализме, когда один из основных классов капиталистического общества, порождаемый внутренним развитием последнего, и притом эксплуатируемый класс, является носителем более развитой стадии общества.
На первых двух стадиях (рабовладение и феодализм), развитие осуществляется главным образом не путем сил, созданных внутренним развитием данных формаций, а внешними силами. Тем не менее, важно отметить, что имеется разная степень сформированности внутреннего источника развития, и внешние силы всегда преломляются через этот внутренний источник. Внутреннее развитие, как при рабовладении, так и при феодализме, уже есть необходимость. Внешние силы действуют именно на необходимое внутреннее развитие. Имеются следующие разности: рабовладение сменяется внешними силами, которые не порождены им с необходимостью; силы эти находятся на этапе разложения той стадии общественного развития, которая была пройдена рабовладельческими государствами. Смена феодализма капитализмом тоже осуществляется при посредстве борьбы против феодализма внешних ему сил. Существенная разница заключается в том, что это есть внешняя для сущности феодализма сила, но порождается она внутренним развитием феодализма. Капитализм же уничтожается внутренней для его сущности силой (силой пролетариата), порожденной его внутренним развитием.
Таким образом, источник саморазвития общества постепенно формируется, чем ближе к началу формирования, тем более значительно воздействие сил, внешних для данной стадии формирования человеческого общества, на внутреннее развитие этой стадии. И наоборот.
Всемирно-историческая необходимость феодализма
Именно благодаря феодализму земледелие получило предел своего экстенсивного развития – использование всей территории Земли, пригодной для земледелия (притом такого земледелия, при котором земля всё еще остается естественно возникшим средством производства, а не создается искусственно). Земледелие, в конце концов, именно на этой стадии соединилось со скотоводством, подчинив его себе, благодаря этой стадии решающую роль приобрели средства труда из железа, благодаря этой стадии более широко стали использоваться силы природы (вода, ветер, лошадиная сила, а не только сила быков и волов) для приведения в движение средств труда. Также, на этой стадии создались возможности для массового, широкого отделения ремесла от земледелия, возможности, принципиально отличные от тех, что существовали на прежних стадиях.
Впервые в истории основные, характерные непосредственные производители выделились в качестве относительно самостоятельных субъектов, собственно членов производственных отношений (оставаясь еще в известной степени и объектом, средством производства).
Уровень жизни крестьян при феодализме, несомненно, выше, чем у рабов при рабовладении. Феодал не распоряжается телом и жизнью крестьянина, как своей непосредственной собственностью. Но, вместе с тем, растет и эксплуатация, интенсивность труда: феодал изымает гораздо больше прибавочного продукта, чем рабовладелец, то есть, налицо рост относительного обнищания эксплуатируемых. Рост заинтересованности в своем труде (а она, разумеется, больше у феодальных крестьян) означает и рост интенсификации труда.
Кроме того, то, что феодальный крестьянин является в то же время и субъектом производственных отношений, означает также принципиально иное его отношение к эксплуатации, независимости, свободе. Чем больше и глубже оторван человек от «естественно возникших» связей и чем больше и глубже он включен в исторически возникшие отношения, тем больше и глубже он осознает свободу и угнетение, тем острее он переживает угнетение и сильнее, многообразнее стремится к свободе. Отрицательное отношение к несвободе, угнетению растет, можно сказать, прямо пропорционально становлению человека как субъекта общественных отношений.
Ключевые моменты
Что же нужно подчеркнуть, на что еще раз обратить внимание в заключение?
- Рост масштабов хозяйствования послужил разложению рабовладельческой формации — рост количества обрабатываемой земли привел к тому, что собственность на землю приобретала значение большее, чем собственность на непосредственного производителя, появились колоны, своего рода предшественники крепостных крестьян. При этом необходимо отметить, что частная собственность на землю это уже во-первых, крупная частная собственность, а во-вторых, это собственность на средство производства, правда пока естественно возникшее, а потому не являвшееся вполне адекватной основой для качественного, а не количественного развития частной собственности как общественного отношения.
- При феодализме происходит изменение в отношении к непосредственному производителю — он начинает восприниматься субъектом в отличие от раба — это существенные перемены в производственных отношениях, несмотря на их неразвитость, неполную отчлененность от естественно возникших отношений. Формируются сословия, в целом совпадающие с классовым делением общества.
- Возникает феодальная рента как неразвитые товарные отношения, развивается противоречие между собственностью и владением (владение при “нерушимом наследственном пользовании” практически переходит в собственность, но ею не становится). При этом и феодал, и крестьянин накрепко связаны землей, воспринимая друг друга через призму отношения к ней.
- Развитие орудий из железа служит адекватной основой распространения частнособственнических отношений на орудия труда. Однако в силу того, что орудия создавались в первую очередь для обработки земель и само ремесло развивалось в недрах феодализма, то и естественно возникшие связи, отношение людей к земле и опосредованно этим — друг к другу, сохраняются в своей непосредственности, воспринимаются людьми как природно-данные (отсюда и сила традиций, обычаев). Тем не менее, разделение собственности на земельную и орудийную свидетельствует о начале разложения общинного устройства и о разрыве естественно возникших связей, так как возникновение собственности на произведенные орудия труда — это уже возникновение адекватной основы для частной собственности, очищенной от естественно возникших, природных связей, это — логическое начало капитализма.
- Отношения людей по поводу произведенных орудий труда — это отношения внешней для феодализма сущности, возникшей, однако, в его недрах и на почве достижений всех предыдущих этапов развития общества. Формируется источник саморазвития общества.
Литература
Обязательная литература:
- В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии. Часть III Глава 2 §2 Второй период формирования человеческого общества — период развития крупной частной собственности на неадекватной ей основе. Феодальная общественно-экономическая формация
- Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы
- Марксистско-ленинская диалектика (пятитомник)
Дополнительная литература:
- Энгельс Ф. Марка
- Энгельс Ф. Франкский период
- Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии
- Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века
- Смирнов И.И. Краткий очерк истории восстания Болотникова
Видео:
- Харламенко А.В. Феодальный этап общественного производства
- Харламенко А.В. Философия эпохи средневековья
- Харламенко А.В. Проблема исторического генезиса капитализма
Вопросы:
- Почему феодализм в отличие от капитализма характерен низким ростом производительных сил?
- Что вы можете сказать о сходстве или различии развития феодализма в России и Европе?
- Существует ли сегодня крестьянство? Если да, то в каких странах, например?
- Сохраняется ли сегодня где-либо в мире сословное общество? Если да, то как вы можете охарактеризовать его (социальная и классовая база, условия сохранения и воспроизводства)?
- Существует ли объективная возможность отката человечества к феодализму?