Патриотизм

Скачать ePubmobi PDF печать

Патриотизм (от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria – отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; «… одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 167).

Зачатки Патриотизма возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естественной привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражданских обязанностей по отношению к усложнившемуся общественному целому.

Патриотизм выражается в стремлении людей к экономическому, социальному и культурному развитию родной страны, к защите её от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство Патриотизма сочетается у трудящихся с возмущением несправедливостью существующих общественных порядков. В добуржуазную эпоху Патриотизм не был оформлен идеологически, оставаясь главным образом элементом социальной психологии.

Патриотизм складывается в идеологию в связи с образованием наций и национальных государств. Буржуазные революционеры, боровшиеся с феодальными сословными порядками, выступали от имени отечества, скрывая от самих себя за общенациональными лозунгами классово ограниченное содержание своей борьбы.

По мере развития капитализма и выявления антагонистического характера буржуазных общественных отношений, в пролетарской среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономическим и политическим устоям буржуазного отечества.

Первый программный документ марксизма «Манифест Коммунистической партии» выразил это в словах:

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет» (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444).

В эпоху империализма с обострением классовой борьбы внутри буржуазных отечеств прежняя, национальная идеология буржуазии сменяется национализмом и космополитизмом. Патриотизм трудящихся, особенно крестьянства, становится для буржуазии объектом шовинистической спекуляции.

Пролетариат, борясь за революционное переустройство общества и построение социализма, наиболее последовательно выражает коренные интересы своей страны, всего народа. В статье «О национальной гордости великороссов», написанной в годы первой мировой войны, в обстановке шовинизма, Ленин писал:

«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (Соч., т. 21, с. 85).

Отдельные представители и группы буржуазии, особенно в условиях национально-освободительного движения, участвуют в современную эпоху в патриотической борьбе народов за национальную независимость и мир. Но позиция буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистические классовые  интересы буржуазия ставит выше интересов отечества, родины.

Напротив, пролетариат в справедливых, национально-освободительных войнах защищает и буржуазное отечество: ему не безразлично, в каких общественно-политических условиях он борется за свое освобождение – в условиях буржуазной республики или империалистического, колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая буржуазное отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не власть и господство буржуазии.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970

Наше дополнение в пример того, как понимал В.И. Ленин Патриотизм и какое придавал ему значение:

«Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это — настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности и того, что мы сейчас продовольственную разверстку в 300 миллионов пудов возьмем. Это — лучший революционный патриотизм. А что кулаки стоят за то, что три года будут голодать, но не пустят иностранных капиталистов, от которых кулак кое-что приобретет, — это неверно. Не о кулаках идет речь, а о среднем беспартийном крестьянине«
Заключительное слово по докладу о концессиях на фракции РКП(б) VIII съезда Советов 21 декабря