Содержание лекции

Предисловие к лекциям

Курс лекций. Программа для кружков
Скачать ePubmobi PDF печать

Кружковое движение на постсоветском пространстве набирает обороты, несмотря на всю тяжесть уже почти тридцатилетней реакции по всем фронтам. В рамках самоорганизации те или иные объединения стремятся выработать свои образовательные программы. Однако желание выработать действительно хорошую программу и действительность зачастую могут значительно расходиться.

Любое обучение начинается с программы обучения и методики. Данные лекции преследуют цель обучения слушателя диалектическому методу познания. Также лекции должны дать занимающимся глубокое понимание общества и показать, как применяется диалектический метод. По окончании обучения чувственное отношение к марксизму должно смениться научным его пониманием, понимание сущности общества и логики его развития даст возможность осознанно проектировать будущее и понимать возможные пути изменения существующих общественных отношений. Лекции рассчитаны на коллективное изучение. Изучать в одиночку такой сложный материал будет проблематично и может произойти так, что материал не будет усвоен в полной мере.

Курс лекций основан на книге Виктора Алексеевича Вазюлина “Логика Истории” и представляет собой сжатое изложение содержания с некоторыми добавлениями, уточнениями для более быстрого понимания некоторых сложно изложенных в книге положений. Всего курс состоит из 12 лекций, где первая лекция — вводная, а следующие одиннадцать — по “Логике Истории”.

Наша попытка создания такого курса — не первая. Еще в далеком 2006 году внутри движения “Трудовая Россия” была предпринята попытка создания курса на основании этой работы Вазюлина. В принципе, сама идея была нами позаимствована, но по содержанию наши лекции сильно отличаются — предыдущая попытка была основана на поверхностном понимании “Логики Истории”, старые лекции изобиловали огромным количеством отсылок к конкретной политической обстановке того времени, что делало лекции еще более непригодными. Нами был сделан вывод, что нужны более универсальные лекции для обучения начинающих марксистов, в которых отразится основная суть книги.

Несмотря на то, что книга В.А. Вазюлина “Логика Истории” была написана давно и не столь популярна в марксистском движения России, она как никогда актуальна в наше время. На современном этапе развития коммунистического движения не хватает людей с твердыми структурированными знаниями марксизма, с пониманием диалектико-материалистического метода познания действительности. В этом ключе лекции будут отличным обучающим курсом с последовательным рассмотрением метода и способа его применения по отношению к человеческому обществу как органическому целому в его развитии. Наша задача при изучении состоит в том, чтобы научиться мыслить так, как мыслили классики, а не механически усвоить отдельные части марксизма.

В.А. Вазюлин является самым недооцененным марксистским теоретиком современности и это не пустая громкая фраза. Им была проделана громадная работа в деле развития марксистской мысли. Свое знаменитое произведение “Логика Истории” он написал не на пустом месте — этому предшествовало написание другой, не менее важной монографии — “Логика “Капитала”, в которой был показан диалектический метод Маркса в чистом виде и соотнесен с категориально-понятийным аппаратом логики Гегеля, а как итог, показано преимущество материалистической логики Маркса. “Логика Истории” — это, по сути, как и “Капитал” — пример применения материалистической диалектики для изучения реальности, но объектом исследования является не только капиталистическое общество, а человеческое общество в целом: от появления человека до коммунизма. Книга разделена по содержанию на две части: — в первой части происходит рассмотрение общества как зрелого предмета с логической стороны. Исследование происходит от поверхности, то есть от первоначального взгляда на общество к его сущности, затем — от сущности к явлению и действительности. Здесь в полной мере происходит раскрытие и применение диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному. Во второй части книги общество рассматривается уже с позиции развития общества во времени, то есть, происходит изучение общества в историческом аспекте.

Книга целиком дает нам представление о единстве логического и исторического в диалектическом методе исследования органического целого.

Сегодня часто можно услышать обвинения в сторону Вазюлина о “снятии марксизма”, о ревизии марксизма. Да, можно с полной уверенностью сказать, что он своей работой “Логика Истории” снял определенный этап марксистского развития и начал новый, но это не означает, что мысли, изложенные в книге, как-то противоречат Марксу. Небольшой объем печатного издания скрывает действительный масштаб заключенного в нем сокровища знаний, мы хотели бы предупредить каждого, кто планирует браться за изучение этой работы: у Вазюлина нет связующих, малозначащих фраз, он не публицист, в его работе нет элементов “простого рассказа” — это глубочайший анализ (и синтез) при исследовании предмета. Эту работу нельзя «прочитать», её нужно изучать — так же, как изучают «Капитал». Кроме этого, вникая в каждое слово, в каждое предложение, необходимо будет в обязательном порядке читать самих классиков — нельзя понять ни Ленина, ни Сталина, ни Вазюлина, ни кого-то ещё из марксистов, не прочитав самих Маркса и Энгельса, не поняв в достаточной мере, что за науку они создали. Мы сделали подборку видео и литературы к лекциям, но должны сразу предупредить, что эта подборка — минимально необходимый набор, ни в коей мере не заменяющий и не отменяющий необходимости прочтения множества других работ классиков. При этом, работа Вазюлина является концентратом марксистской мысли — многое из того, что излагается в “Логике истории”, вы без труда узнаете, читая работы Маркса и Энгельса, только если у классиков это разбросано во множестве трудов (в силу того, что их работы — это и есть сам ход развития теории), то у В.А. Вазюлина это собрано в цельной, фундаментальной работе, так как в своем исследовании он опирался на уже проделанную предшественниками работу. Все страшное “снятие марксизма” как раз и заключается в этом. Советский Союз своим существованием дал советской философии время и возможность для осмысления, усвоения того, что оставили нам классики и дал исторический опыт революции — Виктор Алексеевич использовал это время и эту возможность с полной отдачей. 

Лекции будут очень полезны не только начинающим марксистам, которые только только знакомятся с основными положениями, но и “марксистам со стажем”. Индивидуальный путь марксиста зачастую — это бессистемное чтение марксистской и исторической литературы. У всех, наверное, была попытка штурма в лоб “Капитала”, но как показала практика — это не самое лучшее занятие и польза от него невелика. Курс наших лекций построен так, что изучение происходит от простого к сложному. Каждая лекция  — это немного переработанный для более легкого понимания текст “Логики Истории”, со списком дополнительной литературы, которую, возможно, вы читали. Основная суть методики обучения по лекциям — это “нанизывание на каркас” своих зачастую отрывочных и бессистемных знаний и их последующее структурирование. Таким образом формируется системное знание в процессе самообразования.

Далее поясним, почему мы предлагаем начинать изучение марксизма именно с лекций по этой работе, а не с “Капитала” Маркса, например. Такой выбор мы сделали потому, что целью марксистов является освобождение общества, преобразование условий его жизни и развития, но прежде чем что-то преобразовывать, это что-то нужно изучить, понять что это вообще, что необходимо для его существования и развития, по каким своим внутренним закономерностям это что-то живет и развивается. Энгельс писал в свое время, что они с Марксом были вынуждены уделять большую часть времени критике капитализма, при этом исторический материализм отошел на второй план — и это стало большой проблемой в итоге. Исторический материализм является необходимой частью марксизма, без которой и политэкономия вульгаризируется, искажается ее понимание. Более того, крайне важно понимать наличие как задачи коммунистов по отрицанию, свержению капитализма, так и позитивной, положительной задачи — построение нового общества, общества не похожего ни на какое другое, общества, которого никогда не было раньше. А для этого необходимо понять, что же такое общество, как оно возникло, как попало в тиски классового разделения и главное — а как оно может жить в будущем без этого классового деления, по каким законам оно развивается? Сегодня многие коммунисты повторяют, что причина развития общества — классовая борьба, но это не так. Да, основная часть истории развития человечества происходила в условиях борьбы классов, но вовсе не эта борьба является внутренним источником развития общества как такового — иначе коммунистам пришлось бы признать и справедливость утверждения капиталистов, что иначе и не может жить общество, а значит коммунистам и не за что бороться. Нет, у общества есть все для того, чтобы жить и развиваться свободно, более того, чтобы жить, ему просто необходимо освободиться от пут классов и частной собственности — общество возникло без классов и выживет сегодня только без них.

Как уже было написано выше, обучение должно проходить коллективно и по необходимости под руководством человека, прошедшего обучение по лекциям. Преимущества работы в коллективе очевидны: это и помощь при разборе сложных моментов, и дисциплина в коллективе выше, нежели при самостоятельном изучении. Курс рассчитан примерно на 1,5 года и за это время, помимо теоретического роста, должно произойти и укрепление товарищеских отношений внутри кружка, а это очень важный момент в наше время. По окончании вы должны стать сплоченной группой марксистов, способных самоорганизовываться и переступать через интеллигентскую расхлябанность. Поверьте, все, что описано выше, не теоретические разработки, а наш непосредственный опыт в процессе создания лекций и обучения по ним.

Пару слов о непосредственной работе с лекциями. Семинарские занятия проходят один раз в две недели. Такая периодичность является оптимальной для того, чтобы успеть прочитать лекцию и дополнительную литературу. Перед занятием по очередной лекции, все участники должны прочитать и саму лекцию, и необходимую литературу. На занятии происходит обсуждение материала, уточняются сложные для понимания моменты. Затем все участники кружка пишут письменные ответы на вопросы, поставленные в конце каждой лекции. Письменные ответы важны для более глубокого понимания темы лекции, при письменном ответе материал лекции еще раз переосмысливается и структурируется. На написание ответов дается также две недели и на следующем занятии происходит разбор и обсуждение ответов. Данный способ работы над курсом лекций является оптимальным для работающих и семейных людей, чтобы была возможность заниматься марксистским образованием. Хотя, конечно, каждый отдельный кружок может выработать свои временные интервалы для работы над лекциями, но эти интервалы не должны быть большими, чтобы не создавать предпосылок для снижения дисциплины изучения.

Для современного коммунистического движения очень важно осмысленное движение вперед. Сейчас происходит топтание на месте и по уровню развития коммунистическое движение находится в зародышевой стадии. Большинство марксистов сосредоточено на критике капитализма на основе прошлого опыта, но задача современности не должна сводиться только к критике капитализма. Положительный и привлекательный образ будущего коммунистического общества, основанный на научном прогнозировании — вот наша первоочередная задача. Даже критика капитализма с точки зрения будущего общества, в соотнесении с ним, будет намного продуктивнее. Понимание того, что капитализм — зло, есть у многих, не только у коммунистов, но у других нет понимания альтернативы капитализму. Классики марксизма наряду с критикой буржуазного строя постоянно давали образ будущего коммунистического общества, и коммунисты того времени намного четче понимали за что они борются, то есть, у них была цель — построение описанного в самых общих чертах будущего общества, а не просто уничтожение капитализма. Наш курс лекций по “Логике истории” дает возможность понять: какое будущее возможно и какими путями можно его приблизить.

В настоящее время коммунисты в целом не располагают современной коммунистической программой, а в отсутствие такой программы для широких масс отсутствует и действительная, основанная на научном понимании законов развития общества, цель борьбы. На сегодняшний день мы имеем дезориентацию всего коммунистического движения. Выходит, что наша главная задача при взаимодействии с людьми, с трудящимися, —  формирование положительного образа будущего на основе диалектического изучения человеческого общества в его развитии и создание коммунистической программы, отвечающей нуждам и чаяниям масс, потребностям коммунистического движения в современную эпоху загнивания империализма в мировом масштабе и угрозы новой мировой войны. Как говорил В.В. Маяковский:

 “...С винтовкой без книги нет побед … 
в руке винтовка, в другой —
книга, — 
вот 
вооружение 
против капиталова ига.”.