Непосредственное знание

Скачать ePub PDF печать

Непосредственное знание — термин, означающий знание, получаемое путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Непосредственное знание иначе называют интуитивным, или интуицией. В истории философии выдвигались две концепции Непосредственного знания: 1) чувственного Непосредственного знания, или созерцания посредством чувств, и 2) интеллектуального Непосредственного знания, или созерцания посредством ума.

В учении диалектического материализма опосредствование знания впервые было принципиально понято как опосредствование мыслей не мыслями, а материальной обществ. практикой человека. В проблеме Непосредственного знания, диалектический материализм различает два вопроса: 1) существует ли Непосредственное знание как факт, 2) если существует, то как его объяснить.

На первый вопрос диалектический материализм дает утвердительный ответ: существуют истины, аксиомы и т.д., которые осознаются нами как непосредственно достоверные, «очевидные». При этом как факт познания существует не только чувственные интуиции, но также и интеллектуальная интуиция, непосредственность некоторых усмотрений ума. Таковы, например, по Ленину фигуры логики, имеющие «…прочность предрассудка, аксиоматический характер…» (Соч., т. 38,. с. 209).

Отвечая на второй вопрос, диалектич. материализм вскрывает основной порок всех теорий Непосредственного знания – статичность взгляда на знание как на неподвижное созерцание, открывающееся либо чувственности, либо уму в качестве только непосредственно-данного. Диалектический материализм включает в самое логику жизнь, процесс проверки мышления практикой. Подход к этой мысли в рамках идеализма Ленин находил и одобрял в «Науке логики» Гегеля (см. там же, с. 193).

Но, в противоположность Гегелю, Ленин «процесс познания, включающий практику человека и технику…» (там же, с. 192) ставил на второе место после «жизни». Этим пониманием познания предопределяется и решение вопроса об отношении Непосредственного знания к знанию опосредствованному, принципиальное решение которого дал Энгельс. Самоочевидность аксиом, отметил Энгельс, мнимая. Она «…унаследована нами. Они доказуемы диалектически, поскольку они не чистые тавтологии» («Диалектика природы», 1964, с. 223). Так как познание есть процесс, в котором каждое звено обусловлено и опосредовано предшествующими ему звеньями, то для знания, взятого в целом, характерна не непосредственность, а именно опосредствование.

Отражение человеком природы, пояснял Ленин, «…не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов…» (там же, с. 173). Именно как познавательный процесс, подход ума человека к отдельной вещи «…не есть простой, непосредственный зеркально-мертвый акт…» (там же, с. 370). В свете этих положений материалистической диалектики признание факта существования Непосредственного знания подвергается важным ограничениям.

Первое из них состоит в указании на то, что непосредственным может быть лишь начало познания, лишь ощущение, в котором – при редукции познания в прошлое – марксистская диалектика видит источник всякого возможного знания: «Понятие не есть нечто непосредственное… – непосредственно только ощущение «красного» («это – красное») и т.п.» (там же, с. 276). Как заслуживающее особого внимания Ленин отмечал утверждение Гегеля, по которому «нет… ничего, что не содержало бы вместе и непосредственности, и опосредствования…» (там же, с. 91). Утверждение это справедливо прежде всего относительно бытия, но не менее и в отношении познания. Главное содержание логики – переходы, то есть опосредствование понятий, а не фиксирование неподвижных непосредственных созерцаний, или интуиций. Эти переходы раскрываются в логике, не как имманентное сознанию движение одних лишь мыслей, а «…как отражения объективного мира» (там же, с. 188). Важный вид или форма опосредствованного познания – доказательство, следующее своеобразию форм и связей бытия.

Второе ограничение понятия Непосредственное знание состоит в том, что «непосредственность» знания утрачивает безусловный характер: к истинам, которые в настоящее время осознаются как «непосредственные«, как «самоочевидные», знание пришло и приходит в результате долгого опосредствования их материальной общеизвестной практикой. Таким образом диалектический материализм лишил понятие Непосредственное знание каких бы то ни было признаков мистики, совлек с него покров сверхчувственного, каким оно облекалось в идеалистических системах, развил его на основе диалектики.

Читать полностью: Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970