Противоречие
Противоречие — категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. Противоречие, понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего Противоречия, единства внутреннего и внешнего Противоречия отличает диалектику от метафизики.
«…Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов…» (Ленин В. И., т. 29, с. 227). Иначе говоря, диалектика отличается от метафизики не вообще признанием Противоречия, а признанием Противоречия именно в сущности предметов, то есть признанием существенных, внутренних, необходимых Противоречий.
Рассматриваемые диалектикой Противоречия нужно отличать от так называемых «логических» Противоречий, выражающих путаницу и непоследовательность мысли.
Противоречие, рассматриваемое диалектикой, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития Противоречия в самой сущности предметов относятся тождество, различие, противоположность, Противоречие, или собственно Противоречие. Следовательно, категория «Противоречие» характеризует и все ступени развития Противоречия в сущности предметов и высшую его ступень.
Уже тождество есть зародыш Противоречия, так как старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, то есть моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных тождеству.
Различие также есть еще не вполне развитое Противоречие, ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым.
В противоположности Противоречие еще более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого.
На высшей ступени Противоречия, или на ступени собственно Противоречия, новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени Противоречия главным становится не отрицание сторонами Противоречия друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень Противоречия.
«Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую»
(Ленин В.И., т. 29, с. 98).
Достижение высшей ступени Противоречия тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень Противоречия есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением.
Диалектика по своей сути «в позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 22).
Противоречие, рассматриваемое диалектикой, всеобще, оно действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании. Диалектика различает Противоречия по их характеру (типу).
В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации, Противоречия носят антагонистический характер, что находит выражение в столкновении и борьбе классов, в конфликтах между противостоящими друг другу общественными группами, в невозможности разрешить эти Противоречия в рамках данной общественной системы.
В условиях социализма на базе общественной собственности антагонизмы исчезают, но Противоречия остаются, то есть формируется новый, неантагонистический тип Противоречий, которые могут сознательно и своевременно разрешаться в интересах всего общества, дальнейшего укрепления и совершенствования социализма.
На XXVII съезде КПСС дан анализ антагонистических Противоречий между противоположными социальными системами — капитализмом и социализмом; внутренних Противоречий капитализма — Противоречие между трудом и капиталом, межимпериалистических Противоречий, в том числе между транснациональными корпорациями и национально-государственными политическими формами, Противоречия между империализмом и развивающимися странами и народами.
В современном мире возникли также Противоречия глобального масштаба, затрагивающие самые основы существования цивилизации.
Источник: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд., — М., 1986 [с. 391-392]