Содержание лекции

Переход от простейшего отношения к сущности

Скачать ePub PDF печать

Введение

Итак, начиная с этой лекции, мы переходим к сущности общества. Но прежде чем мы начнем изучение этой достаточно сложной, серьезной темы, давайте вспомним, что мы прошли ранее.

Обобщение пройденного материала

Начиная рассмотрение общества, мы мысленно расчленили его на отдельных индивидов и стало очевидно, что самым первоначальным в каждом индивиде является то, что человек — это не просто “часть общества”, а живое существо, нуждающееся в удовлетворении своих биологических потребностей для поддержания своей жизни.

При этом для удовлетворения как минимум одной из основополагающих биологических потребностей, потребности в продолжении биологического рода, человек необходимо вступает в отношения с другими людьми. В результате удовлетворения этой потребности рождается новый индивид, и здесь обнаруживается тот простой, но не очевидный при рассмотрении взрослого индивида факт, что изначально ребенок совершенно не способен ни добывать предметы потребления, ни потреблять готовые (например, фрукты, овощи и т.п.), ни вообще каким-либо образом поддерживать свое собственное существование. Таким образом, как для своего выживания, так и для выживания и продолжения рода в целом, каждый индивид вступает в те или иные связи (отношения) с другими членами общества. И связи эти по сути необходимы для производства жизни самих индивидов и производства новых индивидов.

Именно эти связи обеспечивают (биологическое) потребление — процесс, обеспечивающий саму жизнь человечества как биологического вида. Таким образом, мы можем видеть тождество процессов потребления и производства, производства жизни. Как мы говорили ранее, раз человек живет — он потребляет, а раз он потребляет — значит он производит свою жизнь[1]. “Жизнь, обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс” (Ф. Энгельс. Диалектика природы). И связи, отношения, существующие в этих процессах, оказываются отношениями по производству жизни.

Высшая форма отношений людей по «производству» жизни — это отношения родителей, старшего поколения, и детей, младшего поколения, в ходе которых у детей формируется способность к самостоятельному обеспечению себя предметами потребления. Следовательно, способность к самостоятельному обеспечению предметами потребления и сам процесс этого обеспечения представляют собой проявление видовых отношений. Иначе говоря, процесс обеспечения предметами потребления есть проявление жизни вида в деятельности индивидов.

С точки зрения высшей формы отношения индивидов по «производству» жизни, весь процесс «производства» жизни предстает как проявление жизни вида и формы этого проявления. Жизнь вида и индивидов в качестве его представителей осуществляется в противоречии между организмом (организмами) и окружающей природной средой при решающем влиянии, в конечном счете, природной среды. Поэтому естественный отбор видов обуславливается тем, как, в каких формах эти виды пытаются разрешить указанное противоречие с окружающей средой, процесс разрешения противоречия между живой материей и окружающей природной средой постоянно развивается, принимая различные формы.

Таким образом, нам необходимо рассмотреть эти формы, в которых проявляется жизнь, то есть, происходит процесс обеспечения предметами потребления.

Возвращаясь к методу

Однако, прежде чем мы перейдем к рассмотрению этих форм, необходимо обратить внимание на важный момент методологии — рассматривая потребление как простейшее отношение, мы совершили определенный малый виток спирали.

Ленин писал:

«У Маркса в «Капитале» сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой «клеточке» буржуазного общества) все противоречия (зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в ∑* его отдельных частей, от его начала до его конца»

ПСС. Т. 29 “Философские тетради” С. 318

Свою фундаментальную работу “Капитал” Маркс начинает с рассмотрения товара, той мельчайшей клеточки капитализма, которая запускает весь процесс. Товар — это предмет, изначально производимый для обмена; товарное производство (производство для обмена) является основой для развития капитализма. И именно поэтому Маркс начинает изложение своего исследования капитала с того, что на первый (поверхностный) взгляд к капиталу, представляемому чаще всего в деньгах, отношения непосредственно не имеет.

Мы, аналогично подходу Маркса, начавшего рассмотрение богатства капитализма как скопления товаров, рассмотрели общество, представленное как скопление живых (биологических) индивидов. Так как общество не всегда было классовым и в дальнейшем должно стать вновь бесклассовым, то для наших целей было целесообразно брать его именно в “чистом виде” (как биологический род (вид)). И именно в рассмотрении, изучении клеточки общества (живущего индивида), мы обнаруживаем то простейшее отношение, которое является началом, исторической предпосылкой и обязательным условием существования общества как органического целого — потребление.

Таким образом, зафиксируем пройденный нами мыслительный этап — мы начали рассмотрение хаотического целого (общества), разделяя его на элементы, рассматривая его различные стороны. В ходе этого рассмотрения мы выделили то простейшее отношение, которое является неотъемлемым атрибутом внутренних связей, взаимодействия элементов (у нас — живущих индивидов), обусловливает их (связи) во всех проявлениях и без чего существование этого целого вообще невозможно.

Поэтому теперь мы можем переходить дальше, опираясь на полученные данные как на достаточную основу дальнейшего познания.

Итак, перейдем теперь к рассмотрению форм, в которых происходит процесс обеспечения предметами потребления.

Форма I

Форма I является самой неразвитой формой существования противоречия между организмом и окружающей средой (природой). Потребление еще непосредственно тождественно с процессом обеспечения предметами потребления (вообще — это два различных процесса). Такое отношение живых существ к окружающей среде характерно для растений. Среда, обеспечивающая возможность существования растения, окружает его непосредственно. Такое отношение сохраняется у человека и животного (например, таков процесс дыхания), но сохраняется, конечно, в снятом, преобразованном виде.

Растения находятся в пассивном отношении к окружающей среде. Растения не могут передвигаться, не могут делать выбор между предметами потребления. Потребляется ровно то, что находится в данный момент вокруг организма. Если по каким-либо причинам меняется окружающая среда, то растение чахнет или погибает. В качестве примеров можно привести засуху или наоборот, переизбыток воды длительное время. Растение не может создавать себе условия существования и материалы потребления. Материал потребления создается иными процессами, нежели процесс потребления. Следовательно, если потребление внутренне едино с материалом потребления и непосредственно с ним связано, то образование материала потребления случайно по отношению к потреблению, не связано с ним необходимо.

Процесс обеспечения предметами потребления не односторонний, как может показаться. Происходит именно взаимодействие организма и окружающей среды и об этом мы говорили когда рассматривали отличие живого от неживого. В форме I это происходит путем потребления материала, черпаемого из окружающей природной среды, и выделения продуктов распада обратно в окружающую среду.

Примером может служить процесс фотосинтеза, который нам хорошо известен из школьной программы. С определенной сезонной периодичностью часть растения сохнет и отмирает, и все накопленные и преобразованные вещества возвращаются обратно в окружающую среду и могут служить материалом потребления для других растений.

Форма II

В более развитой форме (назовем ее Формой II) процесс разрешения противоречия между живой материей и окружающей природной средой происходит у животных.

У животных (в отличие от растений) имеет место относительное обособление друг от друга процесса потребления и процесса добычи предметов потребления.

Решающую роль и здесь играют особенности окружающей природной среды. Для животных характерна не непосредственная окружённость их природной средой, обеспечивающей их жизнедеятельность (как у растений), а такая природная среда, которая вынуждает животных двигаться для добычи предметов потребления. Для этой формы в отличие от первой характерно отсутствие изначальной непосредственной связи живого существа с предметами потребления. Потребление здесь невозможно без материала (предметов потребления), которые обеспечиваются с помощью самостоятельного процесса обеспечения – добычей.

Форма II существенно отличается от Формы I по характеру связей. В Форме II сохраняется внутренняя связь живого существа с предметами потребления и добычей предметов потребления (без того и другого жизнь этих существ невозможна). Но тут внутреннее единство живого существа с предметами потребления совершается через внешнюю связь внутренне единых, но внешне обособленных различных процессов: потребления и добычи предметов потребления.

То есть, прежде чем потребить, животное вынуждено сначала найти (и заполучить) предмет потребления. Здесь животное – в отличие от растений — выступает уже как активный (ищущий) потребитель. И нарушение единства живых существ со средствами потребления может вести к гибели индивида, и она более вероятна, чем при форме I, где есть непосредственная связь одного с другим.

Форма II значительно более зрелая форма существования и попытки разрешения противоречия между организмом (организмами) и окружающей природной средой, чем Форма I.

И в Форме I, и в Форме II живые существа не только испытывают воздействие окружающей среды, но и обратно воздействуют на нее.
В Форме I это обратное воздействие живой материи на окружающую среду происходит путем потребления материала, черпаемого из окружающей природной среды, и выделения продуктов распада (то есть через непосредственный обмен веществ). В Форме II обратное воздействие на природную среду, присущее Форме I, сохраняется в преобразованном виде (через тот же непосредственный обмен веществ). Но для Формы II характерно наличие относительно обособленного от потребления процесса добычи предметов потребления.

Последний процесс (добыча) уже необходимо предполагает:

во-первых, специальное обратное воздействие на окружающую природную среду (например, уничтожение других живых существ, в процессе охоты на них), отличное от обратного воздействия на эту среду процесса потребления,
во-вторых, также и специальные средства, органы такого воздействия.

Самое простое осуществление процесса добычи предметов потребления есть добыча при помощи органов тела (например, глаз, ушей, челюстей и конечностей). Тут есть ещё и две разновидности процесса добычи: обеспечение растительными и животными предметами потребления. Процесс обеспечения растительными предметами проще. Отрицательное выражение этих разновидностей выражается в защите от неблагоприятных воздействий растений и от нападения животных.

У человека также сохраняются обе разновидности формы II в преобразованном виде. Собирание дикорастущих растений и охота на животных только при помощи органов тела.

Эта форма относительно обособленного процесса добычи предметов потребления для своего беспрепятственного осуществления необходимо предполагает наличие достаточного количества и качества предметов потребления, данных природой в готовом виде. Животный способ воздействия на предметы потребления в процессе добычи — в отличие от самого потребления — есть главным образом механическое воздействие на предметы потребления (например, срывание листьев, плодов, применение зубов хищным животным).

Природа выступает как «кладовая» готовых предметов потребления, а способ воздействия на эти предметы потребления в рамках относительной самостоятельности процесса обеспечения предметами потребления — как по преимуществу механическое воздействие.

Форма III

Еще более развитой формой (форма III) обеспече­ния предметами потребления служит использование (главным образом механических) свойств предметов не­органического и органического происхождения (напри­мер, камня, палки, кости) для обеспечения предметами потребления, данными природой в готовом виде.

Эта форма в более или менее снятом виде сохраняется у че­ловека. Таково, например, использование палки для сбивания высоко висящих плодов или бросание камня для защиты от нападения животного. Эта форма промежуточная, переходная, с одной сто­роны, она выходит за рамки предшествующей, а с дру­гой стороны, сходна с ней. В самом деле, тут в каче­стве средств для обеспечения предметами потребления применяются предметы, не представляющие собой ор­ганы тела. И в то же время все это — средства извле­чения из «кладовой» природы готовых предметов по­требления, эти средства действуют как органы тела, как простое, непосредственное продолжение органов тела, как «неорганические органы тела» (К. Маркс). Для того, кто их применяет, они образуют лишь продолже­ние органов тела, хотя сами эти предметы, как средства обеспечения предметами потребления применяются в той функции, которая им не свойственна вне этого про­цесса.

Будучи существенно сходна с формой II, форма III вместе с тем существенно отличается от нее тем, что в качестве специальных средств обратного воздействия на окружающую природную среду используются не только органы тела. И все же пока предметы (процессы) сре­ды, не представляющие собой органы тела, применяются лишь в иной функции, оставаясь сами по себе неизмен­ными, использование их остается более или менее слу­чайным. Так, например, наличие высоко висящего плода и отсутствие рядом лежащей палки вряд ли заставили бы предка человека искать палку на удаленном от дерева с плодом расстоянии, проще найти плод, висящий ниже (при наличии таких плодов). И лишь ограниченность вышеупомянутых плодов может заставить искать предка человека вспомогательный предмет. Также необходимо отметить, что данной форме характерно то, что природные предметы, используемые для добычи природных предметов потребления, не осознаются вне случая, когда они необходимы, как таковые. Для предков человека вне необходимости их использовать они оставались лишь ненужными палками, камнями и т. п., в том же случае, когда данные природные предметы были необходимы и использовались, после использования они, как правило, выбрасывались за ненужностью.

Решающая роль особенностей природной среды в противоречии между живыми существами и окружа­ющей природной средой сохраняется: средства воздей­ствия, не представляющие собой органов тела и приме­няемые в их неизменном природном виде, позволяют в общем и целом только более полно вычерпывать из «кладовой» природы данные природой в готовом виде предметы потребления.

Если в форме II средствами обратного воздействия на окружающую среду служат лишь органы тела, то в форме III арсенал средств воздействия потенциально оказывается несравненно более богатым. Форме III свойственно то, что процессы, предметы, явления при­роды, используемые для воздействия на другие процес­сы. предметы, явления природы, входят в качестве под­чиненного посредствующего звена в процесс воздейст­вия на предметы и т. п. при помощи органов тела. Сред­ства воздействия в качестве подчиненного момента обусловливаются прежде всего и главным образом строением органов тела, их биологическими возможностями, а также предметом, на который происходит воздейст­вие. Главную роль играют органы тела и предметы, на которые направлено воздействие. Тем самым решающей остается зависимость обеспечения предметами потребле­ния от строения органов тела и от наличия готовых предметов воздействия. Сами средства воздействия, не представляющие собой органов тела, лишь черпаются в готовом виде из «кладезя природы» и только использу­ются в иной функции, а именно в функции средств воз­действия, которое происходит ради обеспечения предметом потребления.

Внутренний предел самой «кладовой» предметов потребления, данных природой в готовом виде, не устра­няется, но возрастают возможности черпать из этой «кладовой» больше предметов потребления, данных при­родой в готовом виде. Так, например, охота на животных при помощи найденных палок или камней, сбивание высоко висящих плодов, выкапывание теми же найденными палками или острыми камнями кореньев, лишь позволяют более полно удовлетворить потребности в продуктах питания, но не никак не способствуют их созданию.

Этот внутренний предел устраняется тогда, когда средства воздействия, не представляющие собой органов тела, превращаются из подчиненного в главенству­ющий момент воздействия. Последнее же происходит тогда, когда средства воздействия, не представляющие собой органов тела, на свой лад преобразуют обе крайние компоненты, которые они опосредствуют.

Превращение таких средств воздействия из подчиненного в главенствующий момент само обусловливает­ся крайними компонентами процесса: с одной стороны, применение таких средств сталкивается с сопротивле­нием, противодействием предметов и т. п., на которые направлено воздействие, с другой стороны, имеется недостаточное удовлетворение биологических телесных по­требностей. Средства воздействия, не представляющие собой органов тела и применяемые для получения пред­метов телесного потребления, изменяются и притом не только функционально, но и морфологически, для пре­одоления этого двустороннего противодействия и в со­ответствии со своей предметной природой.

Так как средства воздействия отличаются от природно данных предметов, существующих вне процесса обес­печения предметами потребления, не только функцио­нально, но и морфологически, а также отличаются от органов тела, то предмет, на который направлено воздействие, в конце концов, соответственно преобразует­ся, превращается в искусственно созданный предмет. Кроме того, использование искусственно созданных предметов, необходимых для обеспечения предметами потребления, используются на постоянной основе, а не спорадически.

Из вышесказанного следует, что при наличии следующих условий осуществляется переход к IV форме, более развитой по сравнению с III формой:

  • — когда средства для обеспечения предметами потребления становятся при постоянном употреблении главным, а не подчиненным моментом;
  • — когда данные предметы для обеспечения предметами потребления используются не в готовом, природном виде, а специально изготавливаются, при этом функционально и по строению отличаясь от данных природой;
  • — когда предметы, изготовленные для обеспечения предметами потребления, преобразуют как потребности, так и потребление (качество и количество предметов потребления).

Форма IV

В форме IV разрешается (тем самым, развивается) противоречие между средой и живыми организмами. Во всех ранее рассмотренных формах живое существо внутренне едино с предметами потребления, в этом смысле, с окружающей средой. Однако процесс потребления не тождественен  процессам, которые образуют эти предметы. Следовательно, в той или иной степени, в предыдущих формах наличествует случайность, процессы образования предметов лишь внешне связаны с потреблением своими результатами. Отсутствует внутреннее единство потребления с процессами образования предметов потребления.

Чем случайнее по отношению к потреблению наличие предметов, данных в готовом виде природой, тем более развитым (при прочих равных условиях) должно быть обратное воздействие на окружающую среду. Следовательно, характер, степень воздействия на окружающую природную среду определяются, в конечном счёте, особенностями окружающей среды (в историческом аспекте – изменением окружающей природной среды).

Противоречие, имеющееся между процессом потребления и процессами образования предметов потребления, выражается в несоответствии (по количеству и качеству) предметов потребления, данных в готовом виде природой, нуждам организма по удовлетворению потребностей, и разрешается в корне лишь тогда, когда само образование предметов потребления совершается ради потребления. Иначе говоря: процесс производства предметов потребления подчиняется потреблению. При каких условиях происходит это разрешение? Там, и тогда, где и когда средства воздействия процесса обеспечения предметами потребления (не являющиеся органами тела) становятся главным моментом, соответственно себе преобразуя все остальные моменты данного процесса, в том числе образование предметов потребления.

Здесь мы приступаем к выделению специфики формы IV. В данной форме происходит установление внутреннего единства потребления не только с материалом, предметами потребления, но и с процессами образования предметов потребления. Образование предметов потребления ради потребления есть производство. Итак, для формы IV характерны внутренняя связь, внутреннее единство производства и потребления при решающей роли производства.

Таким образом, по отношению к потреблению, к воздействию органов тела, а также к предметам, на которые воздействуют средства влияния на процессы возникновения предметов потребления – последние имеют главенствующую роль. Средства отличаются не только функционально от предметов, данных в готовом виде природой, но и морфологически. Соответственно себе они (средства) преобразуют остальные моменты процесса. В установившемся внутреннем единстве оно само существует как расчлененное. В самом деле, процесс обеспечения предметами потребления расчленяется: выделяется специальный процесс производства средств воздействия, он отделяется от процесса производства предметов потребления, вместе с тем выделяется как отличный от них процесс добычи предметов для осуществления этих процессов и научение подрастающего поколения всему этому. Главным же моментом в форме IV служит процесс производства средств воздействия (производства).

Хотя главным моментом выступает производство, оно возникает и существует ради потребления, а, следовательно, определяется потреблением, подчиняется ему, тем не менее, возникшее, сформировавшееся производство решающим образом формирует потребление соответственно самому себе.

Потребление внутренне едино с предметами потребления в том смысле, что только в потреблении предмет становится действительным предметом потребления. Потребление внутренне едино с процессом образования предметов потребления тогда, когда последний есть процесс созидания, совершающегося ради потребления.Мы здесь идем от рассмотрения потребления к рассмотрению производства. На данном этапе не характеризуются еще специально производство и созидание производством потребления. Здесь важно то, что переход к производству совершается через установление, обнаружение внутреннего единства потребления с производством, притом в определенной форме.

Выводы

Таким образом, мы можем подвести итог этой лекции, обозначив ключевые моменты.

  1. Высшая форма отношений людей по «производству» жизни — это отношения старшего поколения и младшего поколения, в ходе которых у детей формируется способность к самостоятельному обеспечению себя предметами потребления. С точки зрения высшей формы отношения индивидов по «производству» жизни, весь процесс «производства» жизни предстает как проявление жизни вида и формы этого проявления. Жизнь вида и индивидов в качестве его представителей осуществляется в противоречии между организмом (организмами) и окружающей природной средой при решающем влиянии, в конечном счете, природной среды  
  2. В форме Ι (самой неразвитой) существования этого противоречия потребление еще непосредственно тождественно с процессом обеспечения предметами потребления. Потребляющее живое существо непосредственно связано с потребляемым материалом. Взаимодействие живого организма с природой происходит путем потребления материала из окружающей среды, и выделения продуктов распада. Такое отношение живых существ к окружающей среде характерно для растений.
  3. В более развитой форме ΙΙ имеет место относительное обособление друг от друга процесса потребления и процесса обеспечения предметами потребления. Живой организм не окружен средой непосредственно, среда вынуждает его двигаться для обеспечения себя предметами потребления. Эта форма характерна для животных, в отличии от растений. Форма ΙΙ необходимо предполагает специальное обратное воздействие (отличное от того, которое оказывается во время потребления) на окружающую среду посредством специальных средств (органов воздействия). Природа выступает как «кладовая» готовых предметов потребления, а способ воздействия на эти предметы потребления в рамках относительной самостоятельности процесса обеспечения предметами потребления — как по преимуществу механическое воздействие (срывание листьев, плодов, применение зубов и когтей хищниками) .
  4. Еще более развитой формой (форма ΙΙΙ) обеспечения предметами потребления служит использование (главным образом механических) свойств предметов неорганического и органического происхождения (камень, палка, кость) для обеспечения предметами потребления, данными природой в готовом виде. Эта форма переходная, промежуточная (характерна для высших приматов, древних людей). Внутренний предел самой «кладовой» предметов потребления, данных природой в готовом виде, не устраняется, но возрастает возможность черпать из этой «кладовой» больше предметов потребления.
  5. В форме IV разрешается (а тем самым развивается) противоречие между живыми существами и окружающей их природной средой. Для этой формы характерно не обеспечение предметами потребления, данными природой в готовом виде, а обратное специальное воздействие на образование предметов потребления. Образование предметов потребления ради потребления есть производство. Таким образом имеется главенствующая роль средств воздействия (производства) по отношению к потребностям (потреблению), а также к предметам на которые они воздействуют. Средства воздействия (производства) морфологически и функционально отличны от предметов, данных природой в готовом виде (камень, палка, кость). Главным моментом в форме IV служит процесс производства средств производства.
  6. Во всех формах живые существа не только испытывают воздействие окружающей среды, но и сами воздействуют на нее. В формах I и II  мы наблюдали преобладающее воздействие природы на живые организмы. Форма III — промежуточная форма, но и здесь природа играет главенствующую роль. В Форме IV решающим, определяющим становится воздействие человека на природу, а воздействие природы на человека — подчиненным.
  7. Взаимодействие человека с природой в специфически человеческой форме (Форма IV) выступает здесь с двух сторон:
  • а) со стороны участия в нем человека, использования органов его тела;
  • б) и со стороны внутреннего единства с потреблением, т. е. со стороны созидания предметов потребления, со стороны результата воздействия

С первой из названных сторон одно и то же взаимодействие человека с природой есть труд. Со второй — производство.

Это — одно и то же, но с разных сторон.

Поэтому специальное рассмотрение Формы IV взаимодействия человека и природы мы начнем (в следующей нашей лекции) со стороны воздействия человека на природу.

  1. Необходимо уточнить, что в данном случае речь идет о потребительном производстве. «Потребление есть непосредственно также и производство, подобно тому как в природе потребление химических элементов и веществ есть производство растения. Что, например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит своё собственное тело, — это совершенно ясно; но это же приложимо и ко всякому другому виду потребления, который с той или другой стороны, каждый в своём роде, производит человека. Это — потребительное производство. Однако, говорит политическая экономия, это идентичное с потреблением производство есть второй вид производства, вытекающий из уничтожения продукта первого. В первом производитель овеществляет себя, во втором — персонифицируется произведённая им вещь. Таким образом, это потребительное производство, — хотя оно есть непосредственное единство производства и потребления, — существенно отличается от собственно производства. Непосредственное единство, в котором производство совпадает с потреблением и потребление — с производством, сохраняет их непосредственную раздвоенность.» К.Маркс. Экономические рукописи К. Маркса 1857-1859 годов

Литература.

Обязательная литература:

  1. В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии Часть 2 Глава 2 «Переход от простейшего отношения к сущности общества»
  2. Ф. Энгельс. Диалектика природы  «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
  3. Лекция первая. «Зачем коммунистам нужна диалектика?»
  4. Лекция вторая. «Простейшее отношение общества как процесс. Строение простейшего отношения»
  5. М.Ф. Нестурх. Происхождение человека Глава
    «Роль труда и прямохождения в антропогенезе», Параграф
    «Роль труда», Глава «Стадность у обезьян и зачаточные формы труда», Параграф «Зачаточные формы труда»
  6. Маркс К. Капитал том 1, Отдел 3 Глава 5 «Процесс труда и процесс увеличения стоимости»
  7. Марксистско-ленинская диалектика (пятитомник)

Дополнительная литература:

  1. Энгельс Ф. Анти Дюринг
  2. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства
  3. Виноградов. Учебник логики 1954 г.
  4. Строгович. Логика 1949 г.

Вопросы к лекции:

  1. Каковы формы процесса обеспечения предметами потребления в живой природе?
  2. Какую форму процесса обеспечения предметами потребления можно назвать производительным отношением человека к природе? И почему?
  3. Чем человек по своей сути отличается от остальных живых существ? В чем суть утверждения Ф. Энгельса:
    «Труд создал из обезьяны человека»?
  4. Что такое труд? Чем труд отличается от производства?